В рамках программы развития ТюмГУ «Приоритет 2030» и в Международный день математики поговорили о царице наук с доктором физико-математических наук Евгением Вдовиным, проректором, директором Школы компьютерных наук ТюмГУ. О новом подходе к обучению математических и IT-дисциплин, качественной подготовке педагогов-предметников и повышении мотивации у школьников читайте в нашем интервью с Евгением Петровичем.
Почему в школе не хватает учителей?
– В целом сейчас в Российской Федерации наблюдается дефицит кадров практически во всех отраслях. Ситуация в работе учителей усугубляется высокой нагрузкой, сравнительно невысокой зарплатой, бюрокротической нагрузкой, а также использованием методик 300-500-летней давности, убивающими мотивацию как у учителей (возникает проблема выгорания), так и учеников. При этом в Федеральных образовательных стандартах прописана деятельностная методика, базирующаяся на достижениях наших выдающихся педагогов, в первую очередь Л.С. Выготского, но в действительности практически никто из учителей не умеет использовать эту методику. Возникает имитация, когда в деятельностные формы обучения втискиваются древние методики, что в итоге приводит к ещё большему снижению эффективности обучения и мотивации всех участников процесса.
Фото - utmn.ru
Почему математика остается царицей наук?
– Математика – это мыслительное средство для представления окружающей действительности и деятельности. В наше время использование этого средства позволяет переводить построенное представление в цифру и оперировать представлением с помощью компьютеров, что многократно повышает производительность труда. Таким образом, эффективное использование цифровых технологий в любой деятельности (даже в тех отраслях, которые традиционно считаются гуманитарными) требует владение математикой именно как мыслительным средством. Особенно хочу подчеркнуть, что это не значит, что все должны уметь решать математические задачи или производить в уме быстро вычисления, но практически каждому необходимо строить математические модели в своей деятельности.
Что не так со школьным математическим образованием?
– Школьное и высшее математическое образование до сих пор строится вокруг теорем, формул, способов решения тех или иных задач и совсем не включает в себя именно тот навык, который необходим в реальной деятельности – навык моделирования и использования математики как средства. В итоге обучающиеся не видят смысла изучать то, что очевидно не имеет никакой практической пользы, а значит отказываются изучать математику.
Как сделать обучение математике и IT полезным и интересным?
– Необходимо активно использовать ситуации (учебные и реальные), в которых ставится цель, происходит действие, получается результат (или не получается результат, что тоже допустимо), а новое знание формируется и присваивается в процессе рефлексии. Эта методика принципиально отличается от текущей (трансляция информации--->трансляци правильных действий---> самостоятельное закрепление), таким образом освоение математики как мыслительного средства оказывается невозможным.
Каким вы видите вклад ТюмГУ в разработку концепции современного математического образования?
– В ТюмГУ сформировалась и постоянно увеличивается команда, которая практически разрабатывает деятельностную методику и создаёт технологию обучения по ней, а также соответствующую модель подготовки учителей и преподавателей. Без сомнения, в настоящий момент ТюмГУ практически занимает лидирующие позиции не только в Российской Федерации, но и в мире. Мы входим в состав организаторов консорциума по актуализации математического образования вместе с Московским городским педагогическим университетом и Адыгейским государственным университетом, проводим программы обучения учителей и преподавателей, рассказываем о наших достижениях и наработках на представительных форумах.
Какую миссию может выполнять ваша магистратура «Архитектор математического мышления»? В чем ее уникальность?
– В магистратуре «Архитектор математического мышления» происходит обучение новой методике и разработке технологий и методик. Все обучающиеся в магистратуре обязательно должны иметь педагогическую практику и сразу отрабатывать полученные знания. На выходе у выпускников будут наработки и портфолио, которые подтвердят опыт работы, а также могут быть использованы в дальнейшей педагогической деятельности в школах, университетах, образовательных центрах и т.д.
Что удалось сделать для школ? Какова обратная связь от участников программы «Деятельностное математическое образование», модули которой уже проведены с учителями разных городов страны?
– На данный момент заканчивается уже восьмая программа «Деятельностное математическое образование», четыре проходили для преподавателей, четыре – для учителей. Обратная связь от тех педагогов, которые действительно начали использовать новую методику, может быть обобщена следующим образом:
у учителей вновь появился смысл их деятельности, снялась проблема профессионального выгорания;
количество учеников, успевающих на «4» и «5» повышается с 20-40% до 60-90%;
у учеников резко повышается мотивация учиться и узнавать что-то новое, они перестают бояться новых задач, полностью исчезают фразы типа «мы такого не проходили»;
сами учителя начинают намного глубже понимать материал, у них возникает интерес и мотивация к профессиональному развитию.
Добавим, что в 2024 году на направление специалитета «Педагогическое образование с 2 профилями: математика, информатика» в ТюмГУ выделено 25 бюджетных мест. В магистратуре «Архитектор математического мышления» бесплатно смогут учиться 20 человек.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.