В ТюмГУ актуализируют математическое образование

15.03.2024 319

В рамках программы развития ТюмГУ «Приоритет 2030» и в Международный день математики поговорили о царице наук с доктором физико-математических наук Евгением Вдовиным, проректором, директором Школы компьютерных наук ТюмГУ. О новом подходе к обучению математических и IT-дисциплин, качественной подготовке педагогов-предметников и повышении мотивации у школьников читайте в нашем интервью с Евгением Петровичем.

Почему в школе не хватает учителей?

– В целом сейчас в Российской Федерации наблюдается дефицит кадров практически во всех отраслях. Ситуация в работе учителей усугубляется высокой нагрузкой, сравнительно невысокой зарплатой, бюрокротической нагрузкой, а также использованием методик 300-500-летней давности, убивающими мотивацию как у учителей (возникает проблема выгорания), так и учеников. При этом в Федеральных образовательных стандартах прописана деятельностная методика, базирующаяся на достижениях наших выдающихся педагогов, в первую очередь Л.С. Выготского, но в действительности практически никто из учителей не умеет использовать эту методику. Возникает имитация, когда в деятельностные формы обучения втискиваются древние методики, что в итоге приводит к ещё большему снижению эффективности обучения и мотивации всех участников процесса.

Фото - utmn.ru

Почему математика остается царицей наук?

– Математика – это мыслительное средство для представления окружающей действительности и деятельности. В наше время использование этого средства позволяет переводить построенное представление в цифру и оперировать представлением с помощью компьютеров, что многократно повышает производительность труда. Таким образом, эффективное использование цифровых технологий в любой деятельности (даже в тех отраслях, которые традиционно считаются гуманитарными) требует владение математикой именно как мыслительным средством. Особенно хочу подчеркнуть, что это не значит, что все должны уметь решать математические задачи или производить в уме быстро вычисления, но практически каждому необходимо строить математические модели в своей деятельности.

Что не так со школьным математическим образованием?

– Школьное и высшее математическое образование до сих пор строится вокруг теорем, формул, способов решения тех или иных задач и совсем не включает в себя именно тот навык, который необходим в реальной деятельности – навык моделирования и использования математики как средства. В итоге обучающиеся не видят смысла изучать то, что очевидно не имеет никакой практической пользы, а значит отказываются изучать математику.

Как сделать обучение математике и IT полезным и интересным?

– Необходимо активно использовать ситуации (учебные и реальные), в которых ставится цель, происходит действие, получается результат (или не получается результат, что тоже допустимо), а новое знание формируется и присваивается в процессе рефлексии. Эта методика принципиально отличается от текущей (трансляция информации--->трансляци правильных действий---> самостоятельное закрепление), таким образом освоение математики как мыслительного средства оказывается невозможным.

Каким вы видите вклад ТюмГУ в разработку концепции современного математического образования?

– В ТюмГУ сформировалась и постоянно увеличивается команда, которая практически разрабатывает деятельностную методику и создаёт технологию обучения по ней, а также соответствующую модель подготовки учителей и преподавателей. Без сомнения, в настоящий момент ТюмГУ практически занимает лидирующие позиции не только в Российской Федерации, но и в мире. Мы входим в состав организаторов консорциума по актуализации математического образования вместе с Московским городским педагогическим университетом и Адыгейским государственным университетом, проводим программы обучения учителей и преподавателей, рассказываем о наших достижениях и наработках на представительных форумах.

Какую миссию может выполнять ваша магистратура «Архитектор математического мышления»? В чем ее уникальность?

– В магистратуре «Архитектор математического мышления» происходит обучение новой методике и разработке технологий и методик. Все обучающиеся в магистратуре обязательно должны иметь педагогическую практику и сразу отрабатывать полученные знания. На выходе у выпускников будут наработки и портфолио, которые подтвердят опыт работы, а также могут быть использованы в дальнейшей педагогической деятельности в школах, университетах, образовательных центрах и т.д.

Что удалось сделать для школ? Какова обратная связь от участников программы «Деятельностное математическое образование», модули которой уже проведены с учителями разных городов страны?

– На данный момент заканчивается уже восьмая программа «Деятельностное математическое образование», четыре проходили для преподавателей, четыре – для учителей. Обратная связь от тех педагогов, которые действительно начали использовать новую методику, может быть обобщена следующим образом:

у учителей вновь появился смысл их деятельности, снялась проблема профессионального выгорания;
количество учеников, успевающих на «4» и «5» повышается с 20-40% до 60-90%;
у учеников резко повышается мотивация учиться и узнавать что-то новое, они перестают бояться новых задач, полностью исчезают фразы типа «мы такого не проходили»;
сами учителя начинают намного глубже понимать материал, у них возникает интерес и мотивация к профессиональному развитию.

Добавим, что в 2024 году на направление специалитета «Педагогическое образование с 2 профилями: математика, информатика» в ТюмГУ выделено 25 бюджетных мест. В магистратуре «Архитектор математического мышления» бесплатно смогут учиться 20 человек.


Источник: Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*