Курс на сотрудничество

20.02.2024 334

Передовая инженерная школа СахГУ ознакомилась с опытом организации Передовой инженерной школы СПбПУ и оценила её компетенции в области водородной энергетики.

Состоялась рабочая встреча представителей Передовой инженерной школы Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (ПИШ СПбПУ) «Цифровой инжиниринг» и Передовой инженерной школы Сахалинского государственного университета (ПИШ СахГУ) «Инженерия островов». Ключевыми темами обсуждения на мероприятии выступили: управление трансформацией вуза в рамках модели «Университет 4.0» и компетенции ПИШ СПбПУ в области водородной энергетики.

Фото -  sakhgu.ru

Представитель Передовой инженерной школы СахГУ «Инженерия островов»:

Закиров Искандер Сумбатович, руководитель проекта Передовой инженерной школы СахГУ «Инженерия островов».

Представители Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг»:

Боровков Алексей Иванович, проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг», Центра трансфера и импортозамещения передовых цифровых и производственных технологий СПбПУ, Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ;
Рождественский Олег Игоревич, заместитель руководителя Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг», руководитель Дирекции Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии»;
Аристович Юрий Валерьевич, эксперт Научно-образовательного центра (НОЦ) «Цифровой инжиниринг основного оборудования химико-технологических систем» Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг»;
Миргородский Лев Сергеевич, младший научный сотрудник Научно-образовательного центра (НОЦ) «Цифровой инжиниринг основного оборудования химико-технологических систем» Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг»;
Оганесян Грач Варужанович, главный специалист Научно-образовательного центра (НОЦ) «Цифровой инжиниринг основного оборудования химико-технологических систем» Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг».

Проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг», Центра трансфера и импортозамещения передовых цифровых и производственных технологий СПбПУ, Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ Алексей Боровков выступил с приветственным словом и выразил надежду на плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество с Передовой инженерной школой Сахалинского государственного университета «Инженерия островов».

Руководитель проекта Передовой инженерной школы СахГУ «Инженерия островов» Искандер Закиров поблагодарил за организацию визита и обозначил основную тематику интересующих вопросов:

«Проект Передовой инженерной школы «Инженерия островов» на базе Сахалинского государственного университета был выбран по результатам второй волны конкурсного отбора в 2023 году. Программа ПИШ СахГУ предусматривает разработку автономных гибридных энергосистем удаленных поселков и островных территорий, а также подготовку высококвалифицированных специалистов, которые смогут проектировать и обслуживать эти системы. Передовая инженерная школа СахГУ «Инженерия островов» будет вести проекты в области водородной энергетики, учитывая интерес руководства региона к этому направлению и уровень соответствующих инвестиций. Тут я особо отмечу создание Восточного регионального водородного кластера в Сахалинской области как площадки для реализации единой концепции масштабирования технологий водородной энергетики. Следовательно, для развития этого инновационного направления в регионе потребуются квалифицированные кадры, на подготовку которых также ориентируется Передовая инженерная школа СахГУ «Инженерия островов». Мне очень интересен ваш опыт в организации университетской среды, а именно применяемые подходы и управленческие решения, так как, по моему мнению, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого наиболее полно и успешно реализует модель «Университет 4.0», в которой высшее образование трансформируется, учитывая современные цифровые технологии, научные достижения и потребности бизнеса. В первую очередь, мне интересна организация Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг», но я буду рад узнать и о других подразделениях вуза, связанных с моделью «Университет 4.0». Возвращаясь к области водородной энергетики, мне хотелось бы изучить опыт ПИШ СПбПУ в ведении разработок в этом направлении и подготовке студентов для работы в данном энергетическом секторе».

Проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Алексей Боровков согласился с высокой оценкой уровня развития СПбПУ в части реализации модели «Университет 4.0» и описал основные ориентиры вуза на пути к реализации концепции университета будущего:

«На начальном этапе развития университетской среды мы сфокусировались на решении актуальных «нерешаемых» задач в разных отраслях. Далее мы сконцентрировались на формировании федеральной повестки по цифровизации высокотехнологичных отраслей промышленности. Таким образом, наши достижения и многолетний опыт в сфере системного цифрового инжиниринга транслируется на уровень министерств, профильных институтов и становится частью стандартов, дорожных карт, распоряжений. Следовательно, когда формируется общее инфополе, где представители власти, научной среды и бизнеса могут говорить на одном языке, используя единую терминологию, тогда значительно упрощаются процессы производства изделий и ускоряется вывод высокотехнологичной продукции на рынки. Например, определение понятия «цифровая сертификация» в редакции Центра НТИ СПбПУ вошло в Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.11.2023 №3113‑р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности, относящейся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли РФ. Экспертно-аналитические доклады о трендах развития цифровых технологий в разных отраслях, подготовленные экспертами СПбПУ, регулярно представляются к обсуждению на тематических мероприятиях министрам, руководителям крупных промышленных предприятий и выдающимся научным деятелям. Для всесторонней и полной реализации модели «Университет 4.0» у нас создана экосистема технологического развития СПбПУ, которая объединяет подразделения вуза в уникальную систему, где каждый элемент имеет свою зону ответственности и выступает драйвером для остальных составляющих».

Алексей Боровков

Алексей Иванович рассказал об экосистеме технологического развития СПбПУ: описал функции каждого из подразделений и остановился на значимых достижениях. В экосистему технологического развития СПбПУ входят 5 подразделений, сформированных в результате побед в федеральных конкурсах и отвечающих за разные направления деятельности:

Передовая инженерная школа СПбПУ «Цифровой инжиниринг» (фронтирные инженерные задачи, выполнение НИОКР, подготовка «инженерного спецназа»: магистратура и ДПО);
Научный центр мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии» (проблемно-ориентированные фундаментальные исследования),
Центр компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» (выполнение НИОКР, разработка и коммерциализация технологий, развитие ДПО);
Инфраструктурный центр НТИ «Технет» (экспертно-аналитические доклады, нормативное регулирование, деятельность по разработке национальных стандартов);
Центр трансфера и импортозамещения передовых цифровых и производственных технологий (трансфер технологий, коммерциализация разработок).

«В основе деятельности каждого подразделения экосистемы технологического развития СПбПУ мы устанавливаем финансовый показатель по привлечению большего количества средств по сравнению с бюджетным финансированием. Минимально допустимое значение – это один к одному. Но на практике работы Центра НТИ СПбПУ с 2018 по 2022 годы нам удалось добиться превышения внебюджетного показателя в три раза, что является рекордом среди организаций под ведомством Минобрнауки России. Естественно, профильные министерства на первых этапах проектов часто бывают удивлены той планкой результативности, которую мы заявляем. Высокие показатели становятся достижимыми по причине того, что подразделения экосистемы технологического развития СПбПУ являются для нас площадками для конвертации нашего лучшего опыта в сфере передовых цифровых и производственных технологий и его применения в актуальных направлениях развития промышленности и экономики», – подчеркнул проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Алексей Боровков.

Алексей Иванович остановился подробнее на принципах организации Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг», учитывая интерес участников рабочей встречи:

«В соответствии с 42 стратегическими инициативами развития экономики России нам было поручено принять участие в разработке и представлении двух федеральных проектов весной 2021 года: «Передовые инженерные школы» и «Электромобиль и водородный автомобиль». В направлении электротранспорта по результатам реализованных проектов нам удалось заложить основы развития отрасли в стране. Программа Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» была представлена в рамках первой волны федерального проекта. ПИШ СПбПУ была поддержана письмами от 22 индустриальных партнёров, что является самым высоким показателем среди других школ. С точки зрения организации Передовая инженерная школа СПбПУ имеет свои нюансы управления. Например, ПИШ СПбПУ – это структура университета, но из-за специфики показателей эффективности, сроков исполнения и условий проектной деятельности она требует иного подхода к формированию кадрового состава и управлению финансовыми потоками. За полтора года существования ПИШ СПбПУ мы неоднократно наблюдали как школа выступает «локомотивом» значимых изменений в университете в области оптимизации бизнес-процессов и внедрения управленческих инициатив».

Ключевым элементом программы Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» являются актуальные фронтирные инженерные задачи, которые необходимо решить для развития экономики и достижения технологического суверенитета страны.

«Программа Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» предусматривает совместную образовательную деятельность с индустриальными партнёрами в виде разработки и реализации 15 новых программ магистратуры и 84 программ дополнительного образования для специалистов компаний-партнёров, а также открытия 15 научно-технологических пространств и лабораторий. Проектная часть работы с индустриальными партнерами представляет собой ведение совместных НИОКР по их реальным производственных запросам в рамках решения актуальных инженерных фронтирных задач с помощью передовых цифровых технологий и кросс-отраслевых платформенных решений», – заключил проректор по цифровой трансформации СПбПУ.

Алексей Иванович прокомментировал подход ПИШ СПбПУ к образовательной деятельности:

«В технических магистратурах мы применяем новые подходы к построению образовательного процесса, начиная от подбора преподавателей-практиков и заканчивая карьерной траекторией каждого студента, которая интегрирована в процесс обучения путем его частичной занятости в проектных командах совместно с инженерами компании-партнёра. При формировании образовательных программ для нас ключевую роль играет фактическая проектная составляющая направления, которая должна иметь НИОКР минимум на 100 млн. рублей в год. Так мы оцениваем целесообразность и актуальность образовательной программы. Также мы уделяем внимание работе с индустриальными партнёрами по формированию портфеля компетенций и знаний выпускника ПИШ СПбПУ, который в итоге необходим предприятию. Но подчеркну, что все магистранты ПИШ СПбПУ – это инженерный «спецназ», т.е. научно-техническая элита, способная производить инновационные разработки с применением новейших технологий и выводить высокотехнологичную продукцию на новый уровень. Для обучения и проектной деятельности студентов и специалистов СПбПУ, инженеров компаний-партнёров используется уникальное платформенное решение, созданное в СПбПУ, – Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®. О ней я расскажу подробнее чуть позднее, но факт её использования очень важен, потому что Цифровая платформа CML-Bench® реализует новый подход к управлению знаниями, компетенциями, требованиями и целевыми показателями в проектной и образовательной деятельности. В направлении программ дополнительного профессионального образования мы ориентируемся на запросы индустриальных партнёров. Мы адаптируем состав программ обучения под конкретные задачи предприятия и предлагаем освоить новые производственные технологий для их решения. В этом направлении работы ПИШ СПбПУ существует высокая конкуренция, но наши программы имеют оценки слушателей в 9,6 баллов из 10. Следующий элемент образовательной деятельности Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» – это открытие совместных научно-технологических пространств для оптимизации обучения студентов и проектной деятельности инженерных команд индустриальных партнёров. С февраля 2023 года успешно действует научно-технологическое образовательное пространство «ТВЭЛ-СПбПУ», открытое при поддержке АО «ТВЭЛ» (входит в Госкорпорацию «Росатом»)».

Далее проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ Алексей Боровков познакомил участников рабочего совещания с Цифровой платформой по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®, которая сохраняет в едином виртуальном пространстве лучшие проектные решения для десятков отраслей, собранные за долгие годы сотрудничества университета с промышленностью. Цифровая платформа CML-Bench® является инновационным проектным инструментом и позволяет вести разработки с применением передовых цифровых и производственных решений, в частности технологии цифровых двойников, и на основании национального стандарта – ГОСТ Р 57700.37−2021 «Компьютерные модели и моделирование. ЦИФРОВЫЕ ДВОЙНИКИ ИЗДЕЛИЙ. Общие положения». Специалисты Центра НТИ СПбПУ внесли значительный вклад в создание национального стандарта и его признание в России и за её пределами.

Проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ Алексей Боровков описал архитектуру Цифровой платформы по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench® и её широкие возможности в проектной деятельности. Алексей Иванович подчеркнул высокий интерес индустриальных партнёров к Цифровой платформе CML-Bench® и готовность компаний внедрить разработку в производство, обучить инженерные кадры работе с ней. Например, ПАО «ОДК-Сатурн» приобрел бессрочную лицензию на 200 рабочих мест на использование Цифровой платформы по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench® в 2021 году. Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench® играет значительную роль в деятельности всех подразделений экосистемы технологического развития СПбПУ.

«Подразделения экосистемы технологического развития СПбПУ ведут проекты для 10 отраслей промышленности на Цифровой платформе по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®. В двигателестроении и атомном машиностроении мы имеем объем совместных НИОКР с индустриальными партнёрами более 1 млрд. рублей по каждой отрасли. Мы тесно сотрудничаем с Центральным конструкторским бюро машиностроения (АО «ЦКБМ», входит в машиностроительный дивизион «Атомэнергомаш» Госкорпорации «Росатом») по внедрению передовых цифровых технологий в процесс создания установок получения водорода с решением полного спектра инжиниринговых задач, а также расширению линейки насосного оборудования для поставки и в другие области применения, такие как газохимия, судостроение, тепловая энергетика», – заключил проректор по цифровой трансформации СПбПУ.

Эксперт Научно-образовательного центра (НОЦ) «Цифровой инжиниринг основного оборудования химико-технологических систем» Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Юрий Аристович представил презентацию, где подробно осветил компетенции подразделений экосистемы технологического развития СПбПУ в водородной энергетике и описал развитие направления в образовательном секторе и проектной деятельности ПИШ СПбПУ.

«Водородная энергетика – это передовое направление, которое находится на первых этапах развития в нашей стране. В программе Передовой инженерной школы СПбПУ на 2024 год запланирован запуск совместной с АО «ЦКБМ» магистерской программы «Цифровой инжиниринг основного технологического оборудования водородных технологий и энергетических систем нового поколения» для подготовки новых кадров, обладающих прикладными знаниями и компетенциями в сфере цифрового инжиниринга с целью развития водородных технологий в высокотехнологичной промышленности. Сейчас отрасль водородной энергетики испытывает серьезный кадровый дефицит как в молодых специалистах, так и в действующих инженерах, владеющих соответствующими компетенциями. С 17 по 21 апреля 2023 года в ПИШ СПбПУ состоялось обучение руководителей и специалистов разных уровней предприятия АО «ЦКБМ» по кастомизированной образовательной программе повышения квалификации «Импортозамещение в технологических процессах водородной энергетики». В рамках программы мы передали специалистам предприятия лучшие производственные практики и наш опыт в сфере водородной энергетики», – пояснил Юрий Валерьевич.

В продолжение эксперт НОЦ «Цифровой инжиниринг основного оборудования химико-технологических систем» ПИШ СПбПУ Юрий Аристович рассказал о важных проектах по водородной энергетике:

«Подразделения экосистемы технологического развития СПбПУ разработали технические проекты реакторов парокислородного риформинга, паровогориформинга и подогревателя ПГС для применения в высокотемпературном газоохлаждающем реакторе нового типа для производства водорода по заказу АО «ЦКБМ» и выполнили НИОКР: «Разработка комплекта рабочей конструкторской документации и сопровождение изготовления оборудования для блочно-модульного испытательного стенда ОДУ-150, а также проведение научно-технического анализа документации ОДУ-150 на соответствие требованиям нормативных документов и научно-техническое сопровождение создания испытательного стенда». Разработки выступают для индустриального партнёра отправной точкой в создании оборудования нового поколения, которое позволит стать лицензиаром технологий и занять лидирующее положение в новой отрасли – водородная энергетика».

В заключительной части рабочей встречи участники обсудили возможные тематики сотрудничества и подчеркнули заинтересованность в совместной реализации задач по водородной тематике. Представители ПИШ СПбПУ и руководитель Передовой инженерной школы СахГУ определили следующие этапы взаимодействия для подготовки соглашения о сотрудничестве и наметили примерный график дальнейших встреч и поездок.

 

Источник: Пресс-служба СахГУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*