Исследования пройдут в рамках проекта «Зеркальная лаборатория»
Проект «Зеркальная лаборатория» Томского государственного университета и Высшей школы экономики, посвященный исследованиям образовательной успешности студентов, продлен до 2026 года, об этом сообщает пресс-служба ТГУ.
«В 2021 году мы с коллегами из Института образования ВШЭ поняли, что хотим вместе изучать такую тему, как образовательная успешность. Мы решили выявить, что помогает этой успешности, и, напротив, какие есть в этом плане уязвимые группы студентов. По нашим совместным исследованиям вышло несколько публикаций, еще часть материалов готовятся к печати», — рассказала директор Центра социологии образования Института образования ТГУ Мария Абрамова.
Отмечается, что в период с 2021 по 2023 годы зеркальная лаборатория работала над выявлением различных факторов, влияющих на успешность студента. Причем под успешностью понимается не только хорошая успеваемость студента, но и его удовлетворенность учебным процессом, психологическое благополучие и желание продолжать обучение.
Во время исследований выяснилось, что участие во внеучебной деятельности — научной, спортивной или творческой — повышает успеваемость. А возможность самостоятельно выбирать образовательные курсы из представленных в вузе положительно влияет на удовлетворенность студента учебным процессом. При этом дистанционное образование, как правило, не связано с ухудшением психологического благополучия обучающихся, а вот смешанный формат обучения влияет на него негативно.
Осенью 2023 года объединенный коллектив из ТГУ и ВШЭ подал заявку на продление проекта. И в начале декабря комиссия вынесла позитивное решение о продолжении работы зеркальной лаборатории до 2026 года. На новом этапе исследователи решили сфокусироваться на базовом условии образовательной успешности — психологическом благополучии студентов.
Сообщается, что в ближайшие годы особое внимание зеркальной лаборатории будет уделено уязвимым группам студентов. На основе опросов и административных данных выделено четыре таких группы: это иностранцы, первокурсники, иногородние студенты и студенты из семей с невысоким социально-экономическим статусом.
«Мы установили, что довольно большое количество студентов находится под риском депрессии и их психологическое благополучие не является стабильным. По нашим исследованиям 2021 года можно сделать вывод, что только четверть студентов не испытывают таких проблем, то есть у них нет рисков депрессии и возможность ее наступления минимальна. Но у 40 % учащихся университетов такие риски высоки, и это важно учитывать. В проекте зеркальной лаборатории задействованы эксперты с психологическим образованием, и теперь их станет больше, чтобы мы могли плотнее заняться этим направлением», — отметила Мария Абрамова.
Исследования проходят в рамках проекта «Образовательная успешность студентов российских университетов: факторы, влияющие на образовательные результаты студентов», реализуемого при поддержке федеральной программы «Приоритет-2030». Зеркальная лаборатория объединила три подразделения Томского госуниверситета — Центр социологии образования, Центр прикладного анализа больших данных и Институт дистанционного образования — и Институт образования НИУ ВШЭ.
Источник: Пресс-служба Российского союза ректоров
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.