– Фронтирная задача ПИШ «ГибридТех» – разработка в интересах автомобилестроения и смежных отраслей комплекса гибридных и комбинированных технологий с необходимым оборудованием, а также подготовка инновационно мыслящих инженеров, способных обеспечить дальнейшее развитие АВТОВАЗа и отрасли в целом, – рассказал руководитель ПИШ «ГибридТех» Александр Селиванов, директор института машиностроения ТГУ.
Он обратил внимание на то, что отрасль обеспечивает работой почти 3 млн человек и даёт оборот свыше 3 трлн рублей. АВТОВАЗ – системообразующее ядро отрасли – увязывает между собой полторы тысячи поставщиков и свыше 300 дилеров. Доля рынка АВТОВАЗа в России уже достигла 37 %.
Фото - tltsu.ru
Президент АО «АВТОВАЗ» Максим Соколов рассказал, что перед АВТОВАЗом сегодня стоит масштабная задача и по достижению технологического суверенитета в производстве того модельного ряда, который сегодня в активе у Волжского автомобильного завода, и по созданию новых моделей. Таких как Lada Aura, моделей нового кроссовера и ряда электромобилей, которые тоже будут производиться в линейке продуктов АВТОВАЗа.
– Конечно, мы нацеливаем Тольяттинский госуниверситет и совместный проект по созданию передовой инженерной школы «ГибридТех» и на реинжиниринг существующего модельного ряда, и на разработку новых моделей, принципиально новых конструкторских разработок, в том числе силовых установок и всего того, из чего состоит автомобиль, – прокомментировал Максим Соколов.
Программа исследований и разработок ПИШ включает четыре взаимосвязанные научно-технологические программы и 39 проектов, ориентированных на создание материалов с уникальными свойствами, повышение производительности и энергоэффективности техпроцессов, обработку труднообрабатываемых материалов, а также повышение стойкости инструментов.
Участие в их реализации подтвердили генеральный партнёр АВТОВАЗ и ещё семь компаний. Для разработки «заблокированных» комплектующих и оборудования в ТГУ создаётся инжиниринговый центр. Центры компетенций ТГУ трансформируются в Центр превосходства мирового уровня в гибридных и комбинированных технологиях. Всё это станет базой подготовки высококвалифицированных инженеров.
– Чтобы у студентов было время на проектную работу с наставниками, мы переводим часть лекций в электронный формат. Используем новую схему разделения труда, чтобы быстро снимать профессиональное содержание с профильных специалистов и трансформировать его в актуальные онлайн-курсы, – рассказал об изменениях в образовательной политике ректор ТГУ Михаил Криштал. – Студенты будут работать на практике с абсолютно реальными кейсами, полученными от индустриальных партнёров. Это приведёт к нулевому периоду адаптации их при трудоустройстве. Мы выделяем три инженерные позиции: исследователь, разработчик и системщик (или интегратор). Для каждой позиции разработана матрица компетенций, входные и выходные требования.
АВТОВАЗ как генеральный партнёр гарантировал софинансирование программы ПИШ «ГибридТех» в размере 1,383 млрд рублей, из них на НИОКР 1,244 млрд рублей. Ещё 230,4 млн рублей в год – софинансирование из федерального бюджета. Эта сумма соответствует второй группе из трёх, к которым отнесены все 20 победителей конкурсного отбора 2023 года.
Для руководства инженерной школой привлечены ведущие учёные и инженеры, в том числе из Российской академии наук и Национальной академии наук Беларуси. Программу инжиниринга и реинжиниринга возглавит главный конструктор АО «АВТОВАЗ» Сергей Аманов, который также будет осуществлять научное руководство ПИШ в целом. За стратегическое управление отвечает Координационный совет ПИШ. Его возглавит президент АО «АВТОВАЗ» Максим Соколов или один из вице-президентов, членов правления АВТОВАЗа. Ректор ТГУ Михаил Криштал будет курировать ПИШ от ТГУ.
Цель федерального проекта «Передовые инженерные школы» – обеспечение передовыми квалифицированными кадрами высокопроизводительные экспортоориентированные секторы экономики страны, поддержка вузов в сфере подготовки инженеров для достижения технологической независимости. Проект был запущен Министерством науки и высшего образования России при поддержке Правительства РФ в 2022 году.
В 2023 году 57 российских университетов допущены до выступления на получение статуса ПИШ, только 20 получили право открыть передовую инженерную школу. Количество школ в стране, таким образом, увеличится с 30 до 50. Конкурсный отбор проводил Совет под руководством главы Минобрнауки России Валерия Фалькова.
Каждый из 20 вузов – победителей отбора 2023 года отнесён к одной из трёх групп в зависимости от финансирования из федерального бюджета. В первой группе с софинансированием по 340,4 млн рублей в год только 5 вузов, включая Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (Москва) и Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург). Вторую группу открывает Тольяттинский госуниверситет с софинансированием 230,4 млн рублей. В группе 9 вузов. В третьей группе с софинансированием 120,4 млн рублей – 6 вузов.
Источник: Пресс-служба ТГУ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.