Как сделать языковое тестирование иностранных граждан максимально эффективным и прозрачным?

24.03.2023 218

Повысить требования к уровню владения русским языком иностранными гражданами предложили эксперты круглого стола «Организационные и методические подходы к совершенствованию системы образовательной подготовки различных категорий иностранных граждан по русскому языку в контексте нового миграционного законодательства». Мероприятие прошло 20 марта в Общественной палате РФ.

Участники встречи обсудили организационные модели обучения русскому языку, в том числе на этапе довъездной подготовки, вопросы государственного контроля в обозначенной сфере, а также государственные требования к уровню владения русским языком иностранными гражданами и его соответствия ожиданиям принимающего общества.

Эффективная организация процесса образовательной подготовки и подтверждения иностранными гражданами уровня владения русским языком стратегически важны для поддержания межнационального мира и согласия в российском обществе, считает Владимир Зорин, председатель Комиссии ОП РФ ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений. 

Фото - oprf.ru

«Можно говорить о прямой связи между квалификацией, навыками, опытом работы и обладанием трудовыми мигрантами востребованными профессиями и их лояльностью к действующему законодательству РФ и, как следствие, стремлению к адаптации и интеграции в общество. Еще одно условие адаптации и интеграции трудовых мигрантов — владение русским языком на уровне, позволяющем выполнять профессиональные компетенции», — пояснил он.

Вместе с тем, отметил эксперт, система образовательной подготовки мигрантов как обязательный элемент социальной и культурной адаптации в принимающем обществе требует доработки с целью повышения эффективности механизмов изучения русского языка. 

По данным главного эксперта-специалиста отдела анализа информационно-аналитического управления Главного управления по вопросам миграции МВД России Александра Пережогина, в 2022 году поступило около двух миллионов уведомлений о привлечении иностранных граждан различных категорий к трудовой деятельности. Примерно трети из них не требовалось подтверждение владения русским языком — в соответствии с российским законодательством, это граждане, получающие разрешение на работу в качестве высококвалифицированных специалистов, а также прибывающие из государств — членов Евразийского экономического союза. 

Для стимулирования иностранных граждан к получению базовых знаний владения русским языком Александр Пережогин предлагает ввести рейтинг владения русским языком. После получения идентификационный карты иностранный гражданин уже может осуществлять трудовую деятельность на территории РФ и при этом при желании подтвердить свой уровень знания русского языка. Рейтинг, например, мог бы влиять на сумму авансового платежа иностранного работника, работающего по патенту, потому что именно экономический стимул влияет на человека, считает докладчик. 

Эксперты обратили внимание на то, что существенная часть приезжающих в Россию трудовых мигрантов слабо владеет русским языком, а экзамен по русскому языку нередко носит формальный, а то и фиктивный характер. Большинство участников круглого стола считает, что требования к знанию русского языка иностранными гражданами и к сдаче соответствующего экзамена должны быть ужесточены. 

Участие в мероприятии принял Станислав Бедкин, заместитель руководителя ФАДН России. Он подчеркнул, что одна из главных задач — сделать процедуру языкового тестирования эффективной и прозрачной.

Анжела Должикова, член Совета при Президенте РФ по русскому языку, напомнила, что в 2021 году были утверждены требования к минимальному уровню знаний русского языка, истории и основ российского законодательства для иностранных граждан. При этом мигранту больше не нужно уметь писать на русском языке, им достаточно уметь заполнять анкеты, бланки и другие документы по образцу. Кроме того, существенно упростились требования к разговорной речи. По мнению эксперта, структура комплексного экзамена нуждается в трансформации. 

«В случае с трудовыми мигрантами нужно сделать акценты на владении русским языком и проверке навыков устной речи. Знакомство с основами законодательства и истории России возможно на языке стран исхода либо других адаптационных механизмов. Необходимо установить обязанности уполномоченным университетам проводить подготовку иностранных граждан курсовым обучением в дистанционном или очном формате, а также оптимизировать процесс проведения экзамена и тестирования за счет внедрения цифровых технологий. Это решит проблемы контроля и хранения результатов экзамена», — предложила Анжела Должикова.

Помимо того что в стране есть большая потребность в высококвалифицированных специалистах, надо задуматься о том, какие ценности вложит в иностранного гражданина российская система образования, отметил Михаил Аничкин, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК: «Важно пересмотреть вопрос, иностранцев какого качества мы хотим видеть. Люди, работающие в российской экономике, должны обладать не первичными знаниями, а должным уровнем общения».

В скорейшей адаптации и интеграции иностранных рабочих заинтересован бизнес, отметили участники круглого стола. Задействовать ресурс работодателей в организованном наборе иностранных работников на основе целевого привлечения предложил Владимир Волох, член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, член Общественного совета при МВД России.

«Для распространения позитивных практик такой работы важно обеспечить стабильные и долгосрочные трудовые отношения, минимизировать практику отсева иностранных работников по причине несоответствия необходимым требованиям», — пояснил он. 

Владимир Волох считает, что для уменьшения текучести среди иностранных работников необходим такой формат, как предвыездная подготовка в государствах выезда. 

Эффективность довъездной подготовки мигрантов, отметила Анастасия Удальцова, член Комитета Государственной думы РФ по делам национальностей. Она предложила сосредоточить усилия на создании сети специализированных центров, а при проведении процедуры тестирования на знание русского языка — изменить подходы к формированию контрольно-измерительных материалов, а также ввести видеофиксацию процедуры экзамена. Эксперт считает, что нужно вернуть устную часть экзамена в целях получения патента или разрешения на работу, предусмотреть повторную часть экзамена только после прохождения краткосрочного обучения.

Вадим Деянышев, заместитель генерального директора по информационным технологиям АО «Аксиома», предложил развивать среди трудовых мигрантов институт наставничества из числа соотечественников, имеющих опыт работы на данном производстве. 

Усилить ответственность руководства профильных структур, отвечающих за совершенствование миграционного контроля, предложил Владимир Лагкуев, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений.

Среди других предложений участников круглого стола — повысить ответственность вузов за нарушение приема экзаменов у мигрантов, а также создать общий ресурс, где будет храниться вся информация по приему экзаменов и доступ к которой будут иметь представители надзорных органов.

 

Источник: Пресс-служба ОП РФ

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*