Сейчас есть много трендов развития образования – акцент на инженерные направления и инженерное творчество в формате обучения или ДПО, формирование сквозных образовательных траекторий, практикоориентированное обучение, фокус на развитие региональных образовательных и социально-экономических систем. Сплести все их вместе организаторы решили в рамках сессии «Развитие инженерного и технологического образования в региональных школах».
Модерировала представительную дискуссию Наталья Попова, первый заместитель гендиректора Компании Иннопрактика. Участников можно было условно поделить на три группы: региональные власти, образование и бизнес.
Наталья Попова задала тон всему разговору, выделив два обстоятельства: нужно вовлечь ребят в научную повестку и научно-проектную деятельность, а инженерный склад ума часто позволяет добиться успеха в совершенно разных сферах. С такой постановкой вопроса согласился первый замминистра просвещения Александр Бугаев: «Инженерное образование позволяет человеку разбираться во многом в жизни. [Плюс к тому -] это запрос государства».
Фото - Телеграм-канал "Научно-образовательный портал"
Борьба со «столичным пылесосом» находится в фокусе внимания региональных властей и университетов.
Губернатор Новосибирской области Андрей Травников выделил несколько проблем в развитии инженерного образования (на которое есть однозначный запрос и государства, и общества):
1. Спрос на оборудование выше предложения.
2. Избыточное количество форматов – федеральных и нацпроектных, региональных, муниципальных и корпоративов. Область в итоге пришла к необходимости создания сети ресурсных центров для подготовки методистов (навигаторов) по этим возможностям.
Интересным проектом Новосибирской области стали центры политехнического образования – это мастерские, оборудованные по образцу СПО, в которых мастера и педагоги могут обучать школьников. Это яркий пример синтеза СПО и ДПО.
Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области, сделал акцент на запросах промышленности региона. Профориентацию начинают с детского сада, а стержневой проект – Уральская инженерная школа. В ее рамках ключевым драйвером профориентации является учитель – его надо готовить и поддерживать. Отдельных слов восхищения удостоилась компания РЖД за профориентационную работу в Екатеринбурге. А конкретнее – за технопарк и детскую железную дорогу (Свердловскую).
Сквозь многие выступления красной нитью проходила неутешительная ситуация: бюджетных мест с профильной физикой было выделено больше, чем число сдававших (а сдавших – еще меньше) ЕГЭ по физике. Если изучить средний балл – ситуация станет еще плачевнее.
Причин много. Эдуард Галажинский, ректор ТГУ, например, отнес это к особенностям KPI директоров школ и учителей, где введен средний балл ЕГЭ, что предопределило дрейф в сторону общественных и гуманитарных предметов. Не упомянули в разговоре – а стоило бы – фанатичное внедрение профильной математики даже по тем направлениям, где она не очень и нужна. Между физикой и математикой – при все родстве этих дисциплин – выбор однозначно идет в сторону профиля математики.
Другой проблемный уровень – развилка между инженерией и IT. Об этом говорили многие, в частности – губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов. Он подчеркнул – «тягу» к инженерному делу выстраивают со школы, но те, кто склонен к такому выбору – предпочитают IT. Что выражается и в выборе профильного ЕГЭ.
Два эффективных способов от ЯНАО:
1. Работа с вузами – и их погружение во все более младшие классы.
2. Повышать престиж профессии, в первую очередь через профильные классы (таковые в регионе есть у Роснефти, Новатэка, Газпромнефти и Лукойла).
Дмитрий Артюхов сделал очень важный акцент – нам нужно говорить о работе массовой, о том, как повышать средний уровень. Таланты уже и так обласканы вниманием и почти наверняка найдут свою дорогу сами.
Эту идею поддержал ректор Томского госуниверситета Эдуард Галажинский, который подтвердил: «мотивация важнее одаренности».
Рецепт от ректора ТГУ предусматривает 4 шага:
1. Мотивация ранней включенности в исследовательскую деятельность – для этого глубоко и системно идти в школы. Одновременно с этим – переобучать учителей.
2. Поиск своего абитуриента – причем в соцсетях и с помощью больших данных. Конверсия достигается фантастическая – на 8 тыс. приглашений (из 800 тыс. аккаунтов) в итоге приходят и поступают в ТГУ почти 700 человек.
3. Сопровождение тех, кого мотивировали и нашли – система тьюторов и всесторонней поддержки.
4. Технические инструменты – выявление пробелов в знаниях и геймифицированные их ликвидация.
Эдуард Галажинский поставил на вид еще одну проблемную развилку: мотивация на уровне школ (стобалльники и олимпиадники) автоматически не означает сохранения уровня в вузе. Дети перемотивированы в последние 3-4 школьных класса, они перегорают, когда все же поступают – и потому лишь 10% готовы продолжать постигать и осваивать новое с той же включенностью. Так что нет никакого «закона сохранения мотивации» - студентов часто приходится ремотивировать, даже самых талантливых.
С тем, что мотивация важнее одаренности согласился и Алексей Горбачев (замруководителя фонда «Талант и успех»), а проблему с физическим образованием он вывел через Всероссийскую олимпиаду. В сравнении с 250 тыс. бюджетных мест на инженерные направления детей хоть небольшими результатами – во много раз меньше.
Разрыв, как ни странно, находится в информировании – каким-то образом находятся школы и школьники, которые вообще ничего не слышали о Сириусе и остальных возможностях. Второй блок проблем – насыщение школьных проектов реальным интересным контентом, например, как это делается в рамках программы Сириус.Лето, где задачи ставит бизнес, а наставники – студенты.
Дмитрий Земцов как лидер рабочей группы по Олимпиадному движению НТИ подчеркнул – механика работы с ориентированным на техническое образование ребятами должна строиться, исходя из ценностей молодежи. В частности, она хочет гордиться Россией в научно-технических достижениях, готовы посильно участвовать в развитии, но амбициозны в личной карьере.
Вообще задача всех участников экосистемы – облегчать преодоление барьеров между уровнями образования.
Дмитрий Земцов выделил три преграды (они же развилки в терминологии Александра Сергеева, ныне директора Национального центра физики и математики в Сарове):
1. Переход в университет.
2. Переход в аспирантуру.
3. Выход на рынок труда.
На каждой из этих развилок теряются кадры и для инженерного дела, и для науки. Для решения проблем Дмитрий Земцов предложил три хода:
1. Школьникам – реальные технологические задачи, а не учебные.
2. Дать возможность школьникам соприкоснуться с жизнью высокотехнологичных компаний, в т.ч. через стажировки.
3. Когда человек все же поступает – ему или ей хочется не только матан зубрить, но и что-то делать свое. Для этого должен быть Центр проектной деятельности (добавим – а далее и экосистема технологического предпринимательства), а также в идеале – Студенческое конструкторское бюро.
Виталий Баган, проректор по научной работе МФТИ, презентовал проект «Наука в регионы», но говорил он о системных проблемах. Например, что при КЦП в 250 тыс. только 130 тыс. человек сдали ЕГЭ по физике – и наличие некоторого числа олимпиадников не способно кардинально переломить статистику. Физику поглощает IT – из 6,8 тыс. физических классов осталось 2,8 тыс., остальные – переметнулись в информационные технологии. Но ведь не только айтишники нужны высокотехнологичному бизнесу!
Для Физтеха нет особых проблем в работе с олимпиадниками и стобалльниками – своих 980 первокурсников они все равно наберут. Разрыв начинается дальше – никто детьми толком не занимается.
Проект «Наука в регионы» реализуется следующим образом – сформированы 130 профильных классов. Туда берут не «отличников», а скорее «середняков» с баллом не выше 60. За два года занятий мотивированных педагогов с такими ребятами – балл повышается до 80-85 и почти все хотят идти в инженерное дело.
Проблема и с физикой на ЕГЭ, и с кадрами в том, что столичный «пылесос» работает на всех уровнях – сильные учителя тоже переезжают в Москву или область, где зарплаты намного выше, и готовят сильных школьников, которые поступают в столичные вузы. Именно поэтому проект «Наука в регионы» включает в себя переподготовку учителей – таковых набралось уже 250 человек, которые составляют пассионарное ядро в регионах, сплачивая вокруг себя активистов и единомышленников.
С проблемой вымывания кадров хорошо знаком Андрей Саносян, замгубернатора Нижегородской области. Хорошую транспортную связанность со столицей отменить невозможно. С другой сторны, руководители предприятий стали более активно бороться за кадры. И опять в очередном уже выступлении встала проблема мотивации.
Александр Сафонов, старший вице-президент по развитию Сколтеха, подчеркнул, что нам важно готовить инженерных творцов – которые смогут придумать свое, а не подключить импортное. А престиж, по его мнению, повысится, когда зарплаты ведущих инженеров будут равны зарплатам хороших футболистов. Далее эмиссар Сколтеха посетовал, что была такая система в СССР, но вся вышла.
Александр Леонтович (директор Университетской гимназии МГУ) акцентировал внимание на том, что для развития проектной деятельности: надо готовить руководителей, обновлять исследовательскую инфраструктуру, делать стимулы для учителей и родителей. Пока что статус проектной деятельности в школе ниже в восприятии, чем ЕГЭ или олимпиады.
А далее Александр Леонтович выдал одну из грядущих новелл в том пробивании уровней образования, о котором говорил Дмитрий Земцов – совместно с Минпросвещения готовится новый интегрированный формат «школа + высшее образование» - 8-летние программы на базе 8 классов.
Выступления завершал Александр Збарский, Заместитель начальника департамента управления персоналом ОАО «Российские железные дороги». Он подчеркнул, что для такой крупной компании взаимодействие со школами – это социальная функция. Профориентация часто завершается целевым высшим образованием и человек остается в контуре своего города и предприятия. Параллельно для РЖД крайне важна программа «Профессионалитета», где готовятся рабочие кадры.
РЖД пробуют новые форматы. Запущен проект «Железнодорожные кадеты», по которому 96 ребят из семей с трудным финансовым положением с 5 класса полностью за счет компании проживают в школах и будут учиться по углубленным программам – физика, информатика, освоение нескольких железнодорожных профессий и усиленная воспитательная работа.
Андрей Збарский отметил, что формат целевого обучения постепенно повышает уровень подготовки абитуриентов – причем растет не только средний балл, но и балл именно по физике. Главной же метазадачей он полагает развитие культуры труда.
Если говорить о том, что осталось практически вне повестки дискуссии – во-первых, это тема СУНЦев (за исключением столичного МГУ) и базовых школ РАН. Во-вторых, оборотная сторона инженерно-айтишного снобизма – у инженерного ума (при всем том, что он очевидно хорошо подходит бизнесу) есть много недостатков (например, склонность к технократизму, прикладной характер мышления и пр.).
Единственная выступающая (и то это был вопрос из зала) Айгюль Шадрина (Молодежный совет при Минэнерго) поставила правильные и неудобные для многих выступавших акценты: не надо под копирку строгать «удобных» для бизнеса школьников, не надо всех подтягивать до какого-то идеального образа «начинающего инженера, который нужен бизнесу», хватит абсолютизации личных историй успехов – нужно больший акцент на успех человека как части прорывной команды.
Всем хороша была дискуссия, только вышла однобокой: не было ни делегатов от Минобрнауки, ни представителей школ (не берем гимназию МГУ), особенно учителей.
Важное же достижение состоявшейся сессии – говорили о проблемах, причем некоторые не особенно лицеприятные для управленцев в сфере высшего образования. Постепенное угасание инженерного образование оказывается «большим вызовом» — его нельзя преодолеть простой накачкой бюджетных мест или денег. Требуются системные и сквозные решения, обобщение лучших практик регионов и бизнеса, формирование инструментов обмена опытом.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.