В 2021 году из российских вузов выпустилось 746 597 человек. По данным мониторинга на середину июля 2022 года*, трудоустроились в течение года 89% из них.
Минобрнауки России активно работает над содействием занятости выпускников. С конца апреля 2022 года при министерстве заработал Экспертный центр карьеры и реализации профессиональных возможностей молодежи, который проводит бесплатное обучение для руководителей и сотрудников центров карьеры в вузах.
Показатели трудоустройства за 2021 года по сравнению с 2020 годом выросли больше всего выросли в Ленинградской и Брянской областях (на 13% в обоих регионах), в Курганской области и Камчатском крае (на 11% в обоих субъектах) и в Смоленской, Липецкой областях и Ставропольском крае (на 10% в каждом регионе).
Руководители российских вузов в регионах, где за год выросли показатели трудоустройства, отмечают, что в последнее время серьезно переформатирована работа с выпускниками. Ректор Смоленского государственного университета Михаил Артеменков отмечает, что сейчас она сосредоточена в Центре трудоустройства и развития карьеры вуза – это позволяет сделать ее системной и планомерно отслеживать результаты деятельности и ситуацию на рынке труда.
«В целом выпускников, трудоустроенных после окончания университета, становится больше. Если в 2019 доля занятых (в том числе продолживших обучение в магистратуре или аспирантуре) составляла 83%, то в 2020 – 95%. Особенно я хотел бы отметить, что все больше студентов устраиваются на работу еще во время обучения. Так, в первый год пандемии мы присоединились к программе Минобрнауки России и в рамках поддержки наших студентов трудоустраивали их в университете, сейчас программа не сократилась. Очень приятно, что наши выпускники остаются работать в вузе и занимаются разными направлениями», – делится опытом Михаил Артеменков.
По словам ректора Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, академика РАН Андрея Рудского, успешное трудоустройство выпускников является важным мерилом качества образовательного процесса любого вуза.
«В Политехе мы внимательно следим за карьерой наших выпускников и с гордостью можем сказать, что значительная их часть занимает ведущие позиции в лучших российских компаниях. По данным платформы «Факультетус», 93% выпускников 2020 года трудоустроены официально, а среди выпускников 2021 года число трудоустроенных студентов составляет 97%, – отмечает Андрей Рудской. – Содействие развитию карьерного пути студентов в Политехе ведется по нескольким направлениям. Наши студенты получают качественное фундаментальное образование в одном из лучших технических вузов страны. У университета серьезные связи с индустриальными партнерами: это позволяет студентам в рамках обучения решать реальные практические кейсы действующих производств в тесной связке с сотрудниками компаний. Благодаря этому многие студенты получают предложения о трудоустройстве задолго до получения диплома».
Ректор Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) Дмитрий Беспалов отмечает, что взаимодействие университета с работодателями сейчас выходит на новый уровень, так как обучение становится все более практикоориентированным. В вузе проводятся различные чемпионаты, хакатоны, классические ярмарки вакансий, а также карьерные мастерские – сообщества молодых людей, уже более опытных в вопросах трудоустройства, которые помогают своим однокурсникам адаптироваться на рынке труда и найти работу.
«Мы создаем базовые кафедры совместно с ключевыми партнерами, работодатели привлекаются к разработке образовательных программ, участвую в создании кадровых резервов из числа обучающихся и так далее. Одна из главных задач при взаимодействии студентов и работодателей – это познакомить ребят с особенностями работы разных компаний определенной отрасли. Чтобы студент еще на первом курсе смог получить понимание о том, где и кем он хочет работать по окончании обучения», – рассказывает ректор СКФУ.
О значимости сотрудничества вузов и работодателей говорят и представители компаний. По словам Татьяны Авдеевой, бизнес-партнера по управлению персоналом Ставропольского отделения Юго-Западного банка Сбербанк, потенциальному нанимателю важно, чтобы студент, получая статус выпускника, обладал не просто багажом накопленных теоретических знаний, но и был погружен в профессиональный контекст, создавая серьезную конкуренцию на рынке труда.
«Именно поэтому Сбер заключил соглашения с ключевыми учебными заведениями Ставрополья, в рамках которых студенты, которые рассматривают Сбер как потенциальное место работы, могут попасть на практику или стажировку в крупнейший банк страны. Помимо этого, благодаря плотной работе с Центрами развития карьеры и молодежного предпринимательства учебных заведений в регионе растет число совместных проектов, а эксперты Сбера регулярно выступают на образовательных мероприятиях и делятся опытом с подрастающим поколением специалистов», – отмечает Татьяна Авдеева.
В Госкорпорации «Росатом» также уделяют большое внимание привлечению талантливых студентов на работу. Ежегодно в атомную отрасль трудоустраиваются около 2 тыс. выпускников вузов и колледжей. Как отмечает Юлия Ужакина, генеральный директор Корпоративной Академии Росатома, подбор потенциальных соискателей проводится путем проведения собственных мероприятий в вузах, участия в федеральных проектах для школьников и студентов и поиска новых форматов, таких как открытие диджитал-центров в ННГУ и ОЦ «Сириус». Также Росатом ежегодно организует стажировки и практики для более 5 тыс. студентов, так как невозможно понять специфику работы, не попробовав в нее погрузиться.
«Один из примеров такого взаимодействия – совместная магистерская программа «Компьютерный инжиниринг и цифровое производство», которую в 2021 году запустили Центр Цифрового Инжиниринга (ЦЦИ) ООО «Центротех-Инжиниринг» и СПбПУ им. Петра Великого. Каждый год в группу ЦЦИ попадает 11-12 студентов, которым предприятие предлагает актуальные темы магистерских работ. При желании студенты могут трудоустроиться в ЦЦИ на неполный рабочий день и получить практический инженерный опыт уже во время учебы. А к моменту получения диплома такой выпускник-магистр уже имеет два года реальной практики и портфолио с реализованным рабочим проектом», – рассказала Юлия Ужакина.
Напомним, в марте этого года Минобрнауки России запустило Экспертный центр, в задачи которого будет входить трансформация центров карьеры в университетах. Он осуществляет аналитическое, методологическое, экспертное и информационно-техническое сопровождение центров карьеры, а также координировать вопросы их цифровой трансформации, включая систему мониторинга, сбора и анализа данных.
*данные подсистемы «Аналитика трудоустройства» единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа России.
Источник: Пресс-служба Минобрнауки России
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.