Конкурс

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Приглашение на участие в конкурсе

Положение

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Ролевая игра в мире литературы"

22.03.2022 336 424
Хитырхеева Наталья Кимовна
Хитырхеева Наталья Кимовна, педагог-психолог

Малышева Елизавета Николаевна
Малышева Елизавета Николаевна, преподаватель

Иркутский филиал ВГИК

Литература – это синтетическая форма искусства. Уникальность и неповторимость художественного произведения заключается в том, что за каждым литературным героем скрывается неповторимый мир смыслов.

Знакомясь с литературным произведением, ребёнок способен перенести на себя эмоциональное состояние и черты героя. В. Г. Белинский писал: «В его грусти всякий узнает свою грусть, в его душе всякий узнает свою, и видит в нем не только поэта, но и брата своего по человечеству». Идентификация является одной из форм образного мышления обучающихся, благодаря которой жизнь литературных героев становится частью сознания обучающегося. Преподавателю необходимо сопровождать ребёнка в момент самоидентификации.

Одним из приёмов, направленным на овладение способов к идентификации при чтении художественной литературы, является ролевая игра.

Начало разработки теории игры обычно связываются с именами таких мыслителей как XIX века, как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт. Разрабатывая свои философские, психологические и главным образом эстетические взгляды, они попутно, только в нескольких положениях, касались и игры как одного из самых распространённых явлений жизни, связывая происхождение игры с происхождением искусства (Д.Б. Эльконин «Психология игры» стр.7). Искусство, как нам думается, и заключается в том, чтобы особыми средствами художественной формы интерпретировать эти стороны человеческой жизни и деятельности и рассказать о них людям, заставить пережить эти проблемы, принять или отвергнуть предлагаемое понимание смысла жизни (Д.Б. Эльконин «Психология игры» стр.11).

В 1976 г. опубликована большая хрестоматия по игре, составленная Дж. Брунером и его сотрудниками, в том числе статья Л.С. Выготского «Игра и её роль в психическом развитии ребенка», специально посвященная ролевой игре. Выготский первым применил способ расчленения сложных целых на единицы в психологии при исследовании проблем речи и мышления. Под единицей он понимал такой продукт анализа, который, в отличии от элементов, обладает основными свойствами, присущими целому. Л.С. Выготский выдвигал проблему мотивов и потребностей как центральную для понимания самого возникновения ролевой игры (Д.Б. Эльконин «Психология игры» стр.209). П.Я. Гальпериным в 1959 году были установлены основные этапы игры, через которые должно проходить формирование нового умственного действия и связанного с ним понятия. Эти этапы названы как этапы функционального развития умственных действий.

Б.Г. Ананьев, один из основоположников отечественной психологической науки, отмечает, что игра занимает ведущее место в социальном формировании человека, как субъекта познания и деятельности. В искусственно воссозданных условиях человек проигрывает разные жизненные и производственные ситуации, что является необходимым для его развития, изменения его социальных позиций, ролей в обществе, для формирования профессиональных интересов, потребностей и навыков.

В ролевых играх обычно отрабатывается умение руководить людьми. Для проведения игры необходимо моделировать управляющие системы, входящие в структуру конкретных социально-экономических систем.

Среди участников игры при разборе предлагаемых ситуаций распределяются роли.

Задача игры: выработка для исполнителя каждой роли на каждом этапе игры оптимальной стратегии поведения.

Характерологические признаки ролевых игр:

  • Наличие модели управления, включенной в конкретную социально-экономическую систему; наличие ролей их взаимодействие.
  • Различие ценностных ориентаций участников игры, исполняющих разные роли.
  • Наличие общей цели у всего игрового коллектива.
  • Многоальтернативность решений.
  • Наличие системы группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры; управляемого эмоционального напряжения.

Каков психологический механизм своеобразной «магии» роли? Несомненно, выполнение роли оказывает стимулирующее влияние на выполнение действия, в котором роль находит свое воплощение. При выполнении роли, образца поведения выполняются две функции - это выполнение роли и контроль своего поведения. Вся игра окрашена аффективным отношением, но в ней присутствует произвольное поведение (Д.Б. Эльконин «Психология игры» стр.219). Игра побуждает участников задуматься над своими ценностными ориентациями.

В триединой задаче — обучение, умственное развитие и воспитание личности — интерес является связующим звеном. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности. Чтобы возникал и развился интерес к обучению, необходимы определенные условия:

  • Прежде всего, это такая организация обучения, при которой обучающийся вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решения задач проблемного характера.
  • Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен;
  • Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов;
  • Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для обучающихся;
  • Обучение должно быть трудным, но посильным.
  • Чем чаще проверяется и оценивается работа обучающегося, тем интереснее ему работать.
  • Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого преподавателя с огромной силой воздействуют на обучающегося, на его отношение к предмету.

Приведенному комплексу условий могут отвечать уроки с применением ролевых игр.

Ролевая игра — это форма организации учебной деятельности, при которой каждый обучающийся выступает в роли участника событий. Литература - специфическая наука, её содержание нельзя пронаблюдать, невозможно стать участником событий, которые описаны автором. Ролевая игра на уроке - не что иное, как «создание нереальных ситуаций» (Годер).

Цели:

  • Проверить степень овладения теми или иными общеучебными или специальными умениями и навыками.
  • Формировать коммуникативные навыки путем работы в группах.
  • Способствовать раскрытию творческих способностей обучающихся, дать возможность проявить себя каждому.

Положительный эффект:

  • В процессе подготовки и в ходе самой игры углубляются знания обучающихся, расширяется круг источников постижения нового.
  • Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как обучающийся побывал в роли участника событий прошлого.
  • Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность обучающихся.
  • Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения обучающегося и преподавателя становятся равнозначными, так как сам преподаватель тоже оказывается в роли зрителя.
  • Коллективная работа помогает выработать чувства взаимопомощи, поддержки, лучше узнать друг друга, выявить лидеров в коллективе.
  • Коллективная работа позволяет научить деловому общению, дать опыт публичных выступлений.
  • Ролевая игра дает возможность отличиться обучающемуся, не обладающему хорошими знаниями, преодолеть ему внутреннюю боязнь замечаний и неудач.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Методическая разработка внеклассного мероприятия "Ролевая игра в мире литературы"

Приложение




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*