Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Приглашение на участие в конкурсеЛитература – это синтетическая форма искусства. Уникальность и неповторимость художественного произведения заключается в том, что за каждым литературным героем скрывается неповторимый мир смыслов.
Знакомясь с литературным произведением, ребёнок способен перенести на себя эмоциональное состояние и черты героя. В. Г. Белинский писал: «В его грусти всякий узнает свою грусть, в его душе всякий узнает свою, и видит в нем не только поэта, но и брата своего по человечеству». Идентификация является одной из форм образного мышления обучающихся, благодаря которой жизнь литературных героев становится частью сознания обучающегося. Преподавателю необходимо сопровождать ребёнка в момент самоидентификации.
Одним из приёмов, направленным на овладение способов к идентификации при чтении художественной литературы, является ролевая игра.
Начало разработки теории игры обычно связываются с именами таких мыслителей как XIX века, как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт. Разрабатывая свои философские, психологические и главным образом эстетические взгляды, они попутно, только в нескольких положениях, касались и игры как одного из самых распространённых явлений жизни, связывая происхождение игры с происхождением искусства (Д.Б. Эльконин «Психология игры» стр.7). Искусство, как нам думается, и заключается в том, чтобы особыми средствами художественной формы интерпретировать эти стороны человеческой жизни и деятельности и рассказать о них людям, заставить пережить эти проблемы, принять или отвергнуть предлагаемое понимание смысла жизни (Д.Б. Эльконин «Психология игры» стр.11).
В 1976 г. опубликована большая хрестоматия по игре, составленная Дж. Брунером и его сотрудниками, в том числе статья Л.С. Выготского «Игра и её роль в психическом развитии ребенка», специально посвященная ролевой игре. Выготский первым применил способ расчленения сложных целых на единицы в психологии при исследовании проблем речи и мышления. Под единицей он понимал такой продукт анализа, который, в отличии от элементов, обладает основными свойствами, присущими целому. Л.С. Выготский выдвигал проблему мотивов и потребностей как центральную для понимания самого возникновения ролевой игры (Д.Б. Эльконин «Психология игры» стр.209). П.Я. Гальпериным в 1959 году были установлены основные этапы игры, через которые должно проходить формирование нового умственного действия и связанного с ним понятия. Эти этапы названы как этапы функционального развития умственных действий.
Б.Г. Ананьев, один из основоположников отечественной психологической науки, отмечает, что игра занимает ведущее место в социальном формировании человека, как субъекта познания и деятельности. В искусственно воссозданных условиях человек проигрывает разные жизненные и производственные ситуации, что является необходимым для его развития, изменения его социальных позиций, ролей в обществе, для формирования профессиональных интересов, потребностей и навыков.
В ролевых играх обычно отрабатывается умение руководить людьми. Для проведения игры необходимо моделировать управляющие системы, входящие в структуру конкретных социально-экономических систем.
Среди участников игры при разборе предлагаемых ситуаций распределяются роли.
Задача игры: выработка для исполнителя каждой роли на каждом этапе игры оптимальной стратегии поведения.
Характерологические признаки ролевых игр:
Каков психологический механизм своеобразной «магии» роли? Несомненно, выполнение роли оказывает стимулирующее влияние на выполнение действия, в котором роль находит свое воплощение. При выполнении роли, образца поведения выполняются две функции - это выполнение роли и контроль своего поведения. Вся игра окрашена аффективным отношением, но в ней присутствует произвольное поведение (Д.Б. Эльконин «Психология игры» стр.219). Игра побуждает участников задуматься над своими ценностными ориентациями.
В триединой задаче — обучение, умственное развитие и воспитание личности — интерес является связующим звеном. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности. Чтобы возникал и развился интерес к обучению, необходимы определенные условия:
Приведенному комплексу условий могут отвечать уроки с применением ролевых игр.
Ролевая игра — это форма организации учебной деятельности, при которой каждый обучающийся выступает в роли участника событий. Литература - специфическая наука, её содержание нельзя пронаблюдать, невозможно стать участником событий, которые описаны автором. Ролевая игра на уроке - не что иное, как «создание нереальных ситуаций» (Годер).
Цели:
Положительный эффект:
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Методическая разработка внеклассного мероприятия "Ролевая игра в мире литературы"
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.