Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Профессиональная направленность содержания дисциплины «Информатика» как фактор подготовки будущего специалиста в системе СПО

30.09.2024 77 105
Тараненко Наталья Леонидовна
Тараненко Наталья Леонидовна, преподаватель

Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства

В соответствии с Концепцией преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования (далее – Концепция), общей целью преподавания общеобразовательных учебных дисциплин является повышение качества их преподавания.

В контексте выделенных в Концепции направлений совершенствования методик преподавания общеобразовательных учебных дисциплин, применительно к методике преподавания информатики такими основными направлениями являются:

‒ интенсификация учебного процесса через отбор наиболее эффективных педагогических методов, форм, технологий и средств обучения;

‒ интеграция содержания общеобразовательной дисциплины «Информатика» с содержанием профессиональных модулей и циклов образовательной программы СПО;

‒ профессионализация части содержания общеобразовательной дисциплины «Информатика»;

‒ применение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Реализация профессиональной направленности дисциплины «Информатика» на базе основного общего образования требует новых, более эффективных путей организации учебного процесса.

Существующая система профессионального обучения (СПО) отражает традиционно сложившееся разделение предметных областей на общеобразовательные,  общепрофессиональные и профессиональные дисциплины.

Поэтому одним из действенных способов реализации профессиональной направленности содержания дисциплины «Информатика» и формирования профессиональных компетенций являются междисциплинарные связи (МДС). Проблема реализации МДС в СПО была актуальна и раньше, актуальна она и в настоящее время в контексте новой Концепции, так как связь между учебными дисциплинами является отражением объективно существующих связей между отдельными науками и способствует формированию единой научной картины мира, а это, в свою очередь, содействует формированию профессиональных компетенций.

Понятие междисциплинарных связей в настоящее время однозначно не определено. В основном это связано с многофункциональным и многофакторным характером МДС.  

Под междисциплинарными связями будем понимать «целостность познаний, позволяющую студентам переносить знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения одной учебной дисциплины, в другую» [1].

В компетентностном подходе под междисциплинарными связями понимается «применение знаний по одной дисциплине в предметном поле другой дисциплины» [2]. Междисциплинарные связи, понимаемые таким образом, открывают дополнительные пути обновления содержания, форм, методов и средств обучения в целях формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций [2].

Теоретическим обоснованием междисциплинарных связей является системно-деятельностный подход.

Надо отметить, что термин «профессиональная направленность» исследователями в настоящее время тоже однозначно не определен. Предлагается под «профессиональной направленностью понимать профессиональную направленность подготовки, то есть соотнесение компонентов содержания дисциплин со сферой будущей профессиональной деятельности студентов, благодаря которой создаются благоприятные условия для формирования профессионально важных качеств будущего специалиста» [4].

Реализации профессиональной направленности  в колледже мешает ряд причин, в том числе  разобщенность работы преподавателей как внутри отдельной кафедры, так и, что  особенно важно, между кафедрами  естественнонаучного и профессионального циклов.

Наличие междисциплинарных связей - необходимое условие формирования компетенций и совершенствования всего учебного процесса. Поэтому необходимо при любой возможности осуществлять  межпредметные связи между дисциплинами, особенно между дисциплинами  естественнонаучного и профессионального циклов. 

Особое место здесь занимает дисциплина «Информатика». И потому, что это прикладная дисциплина, и потому, что информационная культура – необходимая составляющая не только общей и профессиональной компетентности будущего специалиста, но и общей культуры современного человека.

При осуществлении  МДС естественным образом реализуются такие важнейшие принципы обучения как  научность, наглядность, доступность, систематичность, прочность результатов обучения, положительная мотивация, последовательность и мировоззренческая направленность обучения,  активность и сознательность обучающихся в процессе обучения.

Междисциплинарные связи в обучении отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами [3].

Дж. Локк считал, что в процессе обучения один предмет должен наполняться элементами другого [3]. Именно этот принцип можно и нужно осуществлять в процессе обучения студентов на дисциплине «Информатика».

Осуществление профессиональной направленности дисциплины «Информатика на I и II курсах содействует более успешному усвоению дисциплины «Информационные технологии в профессиональной  деятельности» на III курсе, приводит в дальнейшем к более качественному выполнению курсовых и дипломных работ и проектов, и, в итоге,  способствует повышению качества подготовки будущих специалистов.

Определенные трудности у преподавателя информатики могут возникнуть при оценивании студенческих работ на первых этапах реализации профессиональной направленности.  Здесь важно поддерживать связь с преподавателями специальных дисциплин, использовать их опыт.

В рамках дисциплины «Информатика»  реализации межпредметных связей с естественнонаучными и общепрофессиональными дисциплинами содействуют:

  • профессионально ориентированное с учетом выбранной студентами специальности содержание материала, обрабатываемого на занятиях и дома при помощи информационных технологий при помощи пакета MS Office (например, выполнение расчетов не только математических, физических  и статистических задач с построением графиков в табличном процессоре Excel, но и выполнение расчетов по формулам дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов технических специальностей, оформление решения математических, физических задач и статистических задач с использованием редактора формул в текстовом процессоре Word; оформление организационных, распорядительных и других документов  в программе MS Word и т.д.);
  • интенсификация учебного процесса, например, проведение интегрированных занятий (например, уроки-конкурсы, урок - имитационная игра);
  • применение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда Moodle используется c в колледже 2020 года).

Все эти приемы достаточно технологичны, вызывают интерес у студентов, но   требуют от  преподавателя дополнительной подготовки. В то же время их использование становится сегодня одной из характеристик деятельности педагога и означает переход на более высокую ступень организации образовательного процесса.

К сожалению, программы дисциплин составлены без учета МДС, поэтому их реализация до сих пор во многом зависит от личности преподавателя, его опыта и инициативы. Для реализации МДС преподавателю информатики необходимы наличие обширных знаний и межличностных связей с преподавателями специальных дисциплин, умение организовывать деятельность обучающихся по использованию информационных технологий в учебной и внеурочной деятельности.

Реализация профессиональной направленности содержания дисциплины  «Информатик» с другими дисциплинами не только способствует внедрению информационных технологий в образовательный процесс, но и является мощным средством активизации познавательной деятельности студентов.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Профессиональная направленность содержания дисциплины «Информатика» как фактор подготовки будущего специалиста в системе СПО




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*