Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методический доклад «Роль баянного аккомпанемента на уроках фольклорного вокала в ДШИ и ДМШ»

30.09.2024 43 45
Ломов Владимир Николаевич
Ломов Владимир Николаевич, концертмейстер

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 1»
  1. Введение.

Согласно Закону Об образовании РФ дополнительное образование реализует ряд программ, одна из которых, предпрофессиональная, реализуется в современных школах искусств. Эта программа имеет название «Музыкальный фольклор». Кроме прочих, она включает учебные предметы «Вокал» и «Вокальный ансамбль». Необходимым условием успешной реализации образовательной среды является наличие концертмейстера-баяниста, обладающего навыками, соответствующим профессиональным стандартам. В своей работе автор затрагивает вопросы значения инструментального сопровождения в народном музыкальном творчестве и роль профессионального концертмейстера-баяниста. Исходя из собственной многолетней практики, рассуждает о работе и анализирует ряд проблем, возникающих перед концертмейстером при работе с солистами и коллективом.

 

  1. Особенности инструмента и его специфика в качестве музыкального сопровождения.

Баян имеет множеством природных достоинств. Это инструмент, который имеет редкую способность имитировать различные тембры. Он может прозвучать как флейта, кларнет, фагот и даже как орган. Его по праву можно назвать маленьким оркестром. Баяну, с его большими художественными возможностями, подвластно многое - от аккомпанемента простых народных песен, до исполнения сложных шедевров мировой классики. Пользующийся большой популярностью, он звучит и на больших концертных сценах, и является неизменным участником праздничных застолий, недаром баян называют «душой русского народа».


Он обладает красивым, певучим тоном, с помощью которого баянист может передать самые разнообразные оттенки музыкально-художественной выразительности. И грусть, и печаль, и радость, и безудержное веселье.

На баяне можно использовать любые динамические оттенки, от тончайшего пианиссимо до оглушающего фортиссимо. Также баянист может активно управлять градацией динамики с помощью пластичных движений меха. Баян обладает большой протяжённостью звучания в пределах разжима и сжима. Инструмент имеет довольно большую звуковую протяжённость.

Особое значение это имеет при исполнении медленных, лирических песен. Здесь каждый звук нужно вести, развивать, ощущать его глубину мехом.

Проявить свой профессионализм и мастерство как исполнитель концертмейстер может в инструментальном вступлении к песне и в «проигрышах» между куплетами. Буквально за несколько тактов концертмейстер создаёт конкретный художественный образ, настроение песни, нужный эмоциональный настрой участникам ансамбля, а также подготавливает их к точному, нужному темпу и динамике исполняемой песни.

Очень часто так случается, что дети в исполнении песни именно под баян после вступления начинают петь в более медленном темпе, чем было задано концертмейстером. Это происходит из-за того, что они своим слуховым восприятием не всегда понимают баянное вступление в отличии, например, от вступления фортепианного. В этот момент на первых словах песни концертмейстеру важно удержать их в темпе, в котором он сыграл вступление. Также,  можно более акцентированно, ритмично исполнить несколько  последних тактов перед началом песни. В  «проигрышах» между куплетами концертмейстер может продемонстрировать свои технические данные,  проявить себя как аранжировщик.

  1. Роль концертмейстера в фольклорном коллективе.

Концертмейстер в фольклорном коллективе является основополагающей фигурой, ближайшим соратником преподавателя - руководителя, а в детском фольклорном коллективе эта роль особенно важна. Даже обладая хорошими техническими и музыкальными данными, музыканту-инструменталисту не всегда удаётся грамотно и осознанно подобрать аккомпанемент к различным жанрам народной песни. Искусство концертмейстерства требует высокого музыкального мастерства, знаний основ традиционной инструментальной культуры и особого призвания. Это такая профессия, о тонкостях которой понимаешь только в процессе долгой регулярной практики.

В работе с фольклорным коллективом концертмейстеру приходится импровизировать, воспроизводить истинные этнографические музыкальные напевы, и раньше всех реагировать на различного рода «внештатные ситуации». Концертмейстер обязан уметь по необходимости изменить тональность произведения, «подхватить» ансамбль с любого фрагмента песни, и в том числе напомнить слова участникам коллектива на сцене, то есть, выполнять еще и функцию суфлёра.

В работе с фольклорным коллективом концертмейстеру важно знать специфику инструментальной музыки, более глубоко изучать традиционный инструментарий, совершенствовать навыки владения игры на народных инструментах, таких как: свирель, рожок, кугиклы, окарина, калюка, гусли, гудок, колесная лира, балалайка, гармонь, а позже и баян, которые были широко распространены на Руси.

  1. Что такое аккомпанемент и его особенности в рамках музыкального фольклора.

Аккомпанемент — неотъемлемая часть музыкального произведения, которая одновременно является  и сложным комплексом выразительных средств. Эта сложная организация представляет собой смысловое единство, требующее особого художественно-исполнительского решения. В нем содержится выразительность гармонической опоры, её ритмической пульсации, мелодических образований, регистра, тембра и многих других выразительных средств, именно поэтому работа концертмейстера-баяниста требует артистизма, разносторонних музыкальных и исполнительских умений, владения ансамблевой техникой исполнения, знания основ вокального искусства и конечно же отличного музыкального слуха, специальных навыков по импровизации и аранжировке на баяне.

Также надо помнить о том, что фольклорный ансамбль и концертмейстер являются членами единого, целостного музыкального организма. Это вокальный ансамбль - дуэт, в котором баяну принадлежит огромная роль, далеко не исчерпывающая себя чисто служебными функциями гармонической и ритмической поддержки партнёра.

Аккомпанемент на баяне отличается от аккомпанемента на других музыкальных инструментах. Концертмейстеру необходимо добавлять больше тембральных градаций,  вариаций на заданную мелодию.

При подборе аккомпанемента в детском фольклорном ансамбле учитывается возрастное разделение и год обучения учащихся. Самым маленьким участникам ансамбля чрезмерно развитый вариационный аккомпанемент не подходит. Он будет скорее мешать сосредоточиться юным исполнителям, отвлекать их от исполнения песни в общем, а также от точного и чистого проведения мелодии. Для аккомпанемента подойдёт одноголосное или воспроизведение мелодии на баяне в унисон с исполнителем с относительно простой гармонизацией.

Начиная со второго, третьего года обучения уже можно опираться на использование интервальной фактуры проведения основной мелодии (терция, секста, квинта), аккордового сопровождения, а также можно использовать вариационный аккомпанемент. В старших группах ансамбля нормой исполнения является двух и трёхголосие в вокальной партии песен. Здесь можно использовать все виды фактуры аккомпанемента. Но, не смотря на кажущуюся свободу, необходимо все-таки проявлять некоторую осторожность. Аккомпанемент лучше  не насыщать чрезмерно пассажами, различными созвучиями. Такая фактура аккомпанемента будет отвлекать и исполнителей, и слушателей от самой мелодии песни. Иногда может происходить наложение на главную тему. В таком случае можно сменить регистр исполнения, либо использовать иную динамическую филировку звука, либо упростить фактуру аккомпанемента.

В процессе работы над песней баянист должен найти тот темп, который наиболее точно выражает характер образа песни. Здесь необходимо ориентироваться на указания руководителя ансамбля. Единое понимание темпа – это важная предпосылка общего ощущения метра и ритма. А ощущение единого метроритмического пульса играет важнейшую роль в единстве исполнения песни. С одной стороны, оно позволяет  концертмейстеру и исполнителям точно фиксировать начало звука, ведение его и завершение. С другой стороны придает звучанию устойчивость и внутреннюю упругость. В песнях со стабильным темпом легче добиться синхронности звучания, так как здесь требуется умение выдерживать установленный темп. А вот в песнях, которые предполагают свободу метроритма и темпа, задача усложняется. Обычно, если мелодия к кульминации сопровождается усилением звучания и динамики, здесь необходимо оживление темпа; в противоположном же развитие мелодии - замедлением движения. Если же исполнитель интонирует свою партию каждый раз по-разному, то от концертмейстера требуется внимание и готовность следовать за исполнителем песни. Соответственно следует полагаться на общие закономерности свободного исполнения.

  1. Подбор по слуху и транспонирование как важная составляющая компетенции концертмейстера-баяниста

Концертмейстер является первым помощником преподавателя -руководителя ансамбля. Владея в полной мере большинством технических аспектов аккомпанемента народной песни, используя средства музыкальной выразительности, проникаясь творческими и художественными замыслами руководителя ансамбля, концертмейстер помогает ему добиваться решения той или иной поставленной творческой задачи. Для этого концертмейстеру-народнику, аккомпанирующему фольклорному ансамблю, необходимы и очень важны знания: основных народных певческих стилей России, жанров русской народной музыки, фактуры изложения как инструментальной, так и хоровой, особенностей развития материала.

Концертмейстер в фольклорном ансамбле является центрообразующей фигурой коллектива, а в детском ансамбле эта роль особенно важна. Концертмейстер должен уметь создавать народную обработку, импровизировать, хорошо читать с листа ноты, знать и воспроизводить подлинные фольклорные музыкальные мотивы. Быть всегда  внимательным, готовым в любой момент отреагировать на различного рода  «внештатные ситуации», которые могут возникать , особенно с учащимися младшего школьного возраста. Например, приветствуются такие умения: своевременно сменить тональность во время исполнения песни, напомнить текст песни,  подхватить коллектив с любого эпизода.

Деятельность концертмейстера требует применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, хоровой литературы, педагогики - в их взаимосвязях. Также, в подобной практике необходимо также владеть навыками подбора по слуху и транспонированием.  Необходимо учитывать тот факт, что каждый возраст имеет свой диапазон пения и уметь исполнить песню в любой тональности. Подбор аккомпанемента по слуху является в большей степени творческим процессом, тем более, если концертмейстер не знаком с подлинным нотным текстом определённого произведения. В данном случае он создает собственную аранжировку. 

  1. Значение динамики, тембровой палитры, агогики.

Известно, что динамика является одним из средств выразительности в музыке. Она помогает полнее раскрыть характер песни, передать её содержание, подчеркнуть конструктивные особенности формы. В процессе исполнения концертмейстер всегда следит заза динамическим балансом партий в ансамбле, регулирует его. Когда образный контекст песни требует не только единства темпа и метроритма, динамического баланса, но и одинаковой отчётливой и активной дикции, то и в аккомпанементе необходимо учитывать все эти нюансы.

Еще одним существенным средством передачи образа и характера песни является выбор тембра. Правильным подбором тембров в аккомпанементе можно выразить характер песни: лирический, драматический, воинственный, бодрый и другие. Эту функцию тембра принято называть колористической. Таким образом, концертмейстер должен владеть целым комплексом средств выражения: свободное владение инструментом, координация темпа, метроритма, динамики, артикуляции, тембров. Исходным ориентиром в выборе исполнительских приёмов всегда должно быть эмоционально-образное содержание песни.

 Для определения фразировки концертмейстеру необходимо знать и слышать текст в сочетании с мелодией. Губительно для образа мыслить фразы обособленно. Исполнение данной конкретной фразы зависит от предыдущего и последующего музыкального материала , а также от характера всей песни в целом. В музыкальной фразе есть опорный мотив или звук, знаки препинания. Отдельные звуки объединяются в интонации и мотивы. В каждой песне есть кульминация. Стремление к ней предполагает движение. Касаемо фольклорного коллектива, имеется в виду смысловая вершина фразы, предложения вокальной партии.

  1. Заключение

Работа концертмейстера-баяниста детского фольклорного ансамбля имеет свои специфические особенности. Функции концертмейстера, работающего в фольклорном коллективе, имеют в значимой мере и педагогический характер. Концертмейстеру необходимо обладать важными навыками: он должен уметь создать нужный художественный образ, настроение песни, задать эмоциональный настрой участников ансамбля, а также подготовить их к точному темпу и динамике исполняемого произведения. Эта педагогическая сторона работы концертмейстера, помимо сценического опыта, требует знаний и навыков из области смежных исполнительских искусств.

 

  1. Литература
  2. Антипова, Л. А. Концертно-исполнительская практика и сценическое воплощение фольклор / Л. А. Антипова. - Москва, 1993.
  3. Крючков, Н. А. Искусство аккомпанемента, как предмет обучения / Н. А. Крючков. - Москва, 1961.
  4. Мотов, В. Н. Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху (баян, аккордеон) / В. Н. Мотов. -Москва : Кифара, 2002.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Методический доклад «Роль баянного аккомпанемента на уроках фольклорного вокала в ДШИ и ДМШ»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*