Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль творческой активности в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов

26.06.2024 59 90
Воробьева Ирина Константиновна
Воробьева Ирина Константиновна, педагог-организатор

Дзержинский техникум бизнеса и технологий

Профессиональная компетентность – интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыта, достаточного для достижения целей профессиональной деятельности и социально-нравственную позицию личности.

Сегодня перед системой образования стоит очень важная задача по подготовке таких специалистов, которые смогут в быстро меняющемся мире обновлять свои знания, быть с первых дней профессионально компетентным.

Формирование профессиональных качеств студентов напрямую связано с творческой деятельностью личности в процессе обучения. Сегодня для успешного обучения студентов необходима такая организация образовательного процесса, которая способствует развитию творческого начала и собственной эстетической позиции студента. Считается, что одним из мощных рычагов учебно-творческой деятельности является создание условий, обеспечивающих успех в учебной работе, ощущение радости на пути к продвижению от незнания к знанию, от неумения к умению, осознания смысла своих усилий.

В.А. Сухомлинский писал, что напрасный безрезультатный труд становится постылым, отупляющим, бессмысленным, а при наличии успеха – есть и желание учиться. Огромное влияние на учебно-творческую деятельность оказывает успех и неуспех деятельности. Переживание обучаемым успеха или неуспеха зависит не только от результата деятельности, но и от уровня притязаний личности, то есть насколько данная деятельность переживается как личностная.

На творческое самовыражение студента оказывает успех его деятельности, характер отношений между конкретным человеком и оценивающим его окружением, а так же доброжелательная обстановка в ходе творческого процесса.

Считается, что способности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, влияют на его достижения.

Сегодняшние студенты должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности.

Творчество – целеустремлённый, упорный, напряжённый труд, лежащий в основе человеческой жизни, источник всех материальных и духовных благ.  Ценным является не только сам процесс творческой работы, но и процесс подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества. Этот процесс требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей и высокой работоспособности.

Наличие творческих способностей играет огромную роль в жизни и развитии человека. Специфическое мышление, креативность помогают людям и в отношениях, и в работе, но что самое главное – творческие люди умеют выражать свою индивидуальность, что помогает достичь успеха в любом деле. Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях. В большинстве случаев творческий человек – это, в первую очередь, оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения. Творческие возможности можно и нужно развивать.

В процессе деятельности происходит всестороннее развитие человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Таким образом, творческие способности играют большую роль в совершенствовании личности человека. Личность - это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления. Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность творить свою профессиональную жизнь. Развития у студентов творческих способностей, креативного мышления на современном этапе приобретает особую теоретическую значимость и практическую актуальность. Постоянный творческий настрой, жажда знаний, обстановка напряженного поиска способствуют воспитанию у студентов высокой культуры мышления. Они пробуждают у них подлинную сознательность и активность, стремление к новому.

Творческие способности как индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого. От того насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал личности. В настоящее время существует огромное количество методик по развитию творческих способностей. Актуальность данной темы заключается в том, что будущий специалист в процессе профессиональной подготовки должен самостоятельно реализовать свои возможности благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у будущего специалиста самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. Поэтому для педагога очень важно создать условия для развития студентом своих творческих способностей.

Развивая творческие способности, студент сможет:

  • Лучше узнать и понять себя;
  • Найти новые решения для стандартных проблем;
  • Взглянуть на мир по-новому;
  • Повысить собственную эффективность

На протяжении своей профессиональной деятельности я как педагог-организатор во время творческого поиска (репетиций, создания сценария, подбора реквизита и т.п.) наблюдала и отслеживала, как меняются студенты, начиная с 1 курса, заканчивая последним. Замечала, как формируется их личность, как они относятся к делу, за которое берутся, как проявляют ответственность.

С некоторыми выпускниками до сих пор постоянно общаюсь. И в процессе этого общения я пришла к выводу, что куда бы не занесла судьба моих бывших «звездочек», участие в творческом процессе очень помогает многим из них по жизни. Это касается не только выбора работы, либо её смены, но и в целом  отношения к жизни, к трудностям, к сложным ситуациям, к людям, с которыми нужно уметь налаживать контакт даже тогда, когда собеседник тебе не интересен или даже совсем не нравится…

Многие из вас наверняка помнят студента Слепнева Антона, который обучался по специальности «Технология продукции общественного питания» и закончил наше ОУ в 2007 году. Обучаясь в техникуме, он был постоянным участником наших мероприятий и городских в том числе.

За свою взрослую жизнь он работал по специальности (поваром, су-шефом, шеф-поваром) во многих заведениях общепита города: Галактика, Берлога, Печка, le Soleil, Ранчо, Тортуга. Сегодня он работает на производстве «Кондитер сервис», занимаясь выпечкой нежнейшего (по его словам) печенья. И, конечно, говорит о том, что часто вспоминает свои выступления на сцене, когда он учился держать свои эмоции в узде, учился не бояться зрителей, делился своим творчеством с удовольствием.

Яркие, активные и талантливые  студенты запоминаются на всю жизнь. Был у нас студент Пантелеев Дмитрий, обучался по специальности «Технология продукции общественного питания» и закончил наше ОУ в 2013 году. Он был и постоянным ведущим мероприятий, и артистом, который мог сыграть любую роль, спеть любую песню, а еще Дима был активистом студенческого клуба ДТБТ, деятельность которого была направлена на реализацию молодежной политики в городе.

Я с ним вижусь очень часто, активно общаемся. Он работает по специальности в  «ХАСИ» – ресторане японской и европейской кухни (рядом с моим домом). И при каждой встрече он с ностальгией вспоминает свои счастливые студенческие годы, когда он именно выступал со сцены в какой-либо роли…А главное – эта творческая студенческая жизнь помогает ему по жизни тем, что он быстро адаптируется к постоянно меняющимся условиям, принимая новое как стимул для саморазвития, самопознания….

В прошлом году из группы ТХ-19 выпустилась студентка Горская Арина, которая на протяжении 4-х лет обучения была постоянной ведущей наших мероприятий, а также являлась лидером студенческого самоуправления.

Сегодня Арина работает в кафе «Додо-пицца»   пицца-мейкером. Часто она спрашивает, что происходит в техникуме, когда можно прийти и поучаствовать в каком-либо движе.

«Благодаря активности в техникуме я стала более общительной, а еще у меня появилась тяга к познанию нового не только в своей деятельности, но и в других областях. Я приняла себя такой, какая я есть. Теперь я не стесняюсь и могу даже провести какой-нибудь праздник. Активная жизнь повлияла на мою адаптивность, мне гораздо проще влиться в новый коллектив.», - это слова Арины.

Творческая активность является, на мой взгляд, основным двигателем в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Роль творческой активности в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*