Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Самостоятельная работа как фактор повышения качества профессионального обучения в СПО

25.06.2024 64 122
Лиханская Ирина Анатольевна
Лиханская Ирина Анатольевна, преподаватель

Миасский медицинский колледж

Аннотация: Для повышения качества обучения,  в целях контроля за приобретением знаний и навыков, в организациях СПО предусмотрена самостоятельная работа.  В данной статье под самостоятельной работой будет пониматься такой вид учебной деятельности как: кружковая работа, участие в СНО, выполнение дополнительных домашних заданий, выполнение самостоятельных работ при аудиторных занятиях, участие в олимпиадах, конкурсах, работа над курсовыми и индивидуальными проектами. Любой вид учебной деятельность, выполняемый обучающимися самостоятельно.

Данный вид деятельности тесно связан с учебным процессом и существует в продолжение его. Самостоятельная работа может отражать факт заинтересованности в изучении того или иного предмета, а также дает обучающемуся свободу выбора, для того чтоб разобраться самому и самостоятельно решить для себя многие непонятные моменты. А также получить наиболее исчерпывающую информацию, а возможно и наглядную информацию, которую бы ему хотелось знать.

Самостоятельная работа формирует определенные навыки и умения, особенно нужные в профессиональной деятельности. При это формируются еще и ряд функций, связанных с процессом познания - обучающая, воспитательная, развивающая, ориентирующая, стимулирующая.

Данная статья имеет большое значение, особенно в контексте подготовки надежных, крепких и грамотных фармацевтических кадров в СПО « Миасский медицинский колледж».

Ключевые слова: самостоятельная работа обучающихся, самообразование, познавательный процесс, мотивация в самостоятельной работе, научно-исследовательская работа, кружковая работа в СПО.

Самостоятельная работа на протяжении всего учебного процесса рассматривается как форма обучения с привлечением инициативы самих обучающихся в познании и освоении дисциплины. Восприятие учебного процесса, переработка его, осмысление в ходе аудиторных и внеаудиторных занятий, научно-исследовательская деятельность - все это рождает инициативу, творчество, развитие аналитических способностей.

Главное - это возможность и умение планирования своего свободного времени в процессе получения профессиональных знаний и умений.

Самостоятельная работа - это учебно-профессиональная или научно-исследовательская деятельность обучающихся, осуществляющаяся согласно учебному плану или помимо его, под руководством преподавателя.

            Согласно учебного плана, объем самостоятельной работы определен  ФГОС СПО.

Целями самостоятельной работы обучающихся являются.

  1. Развитие профессиональных навыков и умений в пределах своих компетенций.
  2. Систематизация, закрепление, осмысление полученных теоретических знаний.
  3. Формирование навыков самостоятельной работы, умения делать самостоятельные выводы и умозаключения.
  4. Развитие общих компетенций, включающих в себя способность осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения учебно-профессиональных задач, профессионального и личностного развития [1].
  5. .Развитие личностного роста обучающихся и воспитание такого работника, который был бы готов к профессиональному росту, к постоянному получению новой информации, к умению систематизации новой информации, к профессиональной мобильности.

Для профессии фармацевта это очень актуальное  и востребованное качество. Большое количество новых препаратов, работа в условиях повышенной стрессовой обстановки,  общение с огромным количеством покупателей - все это рождает необходимость интересоваться профессией, читая периодические издания, будь они в электронной или печатной форме.

Кроме того, возникает необходимость в обработке большого объема информации, которая может быть  получена на корпоративных и индивидуальных вебинарах, на учебах. Они могут быть организованны работодателем для повышения качества обслуживания и показателей рентабельности любого аптечного учреждения.

Будущим фармацевтам необходимо иметь определенные навыки для того, чтобы уметь находить нужную и полезную информацию из различного рода источников, уметь пользоваться электронными ресурсами, но при этом принимать во внимание только реально действующую информацию настоящего  времени.

            Дело в том, что мало найти на просторах интернета информацию, ее надо еще суметь определить как актуальную. Нормативная и законодательная базы в области фармации изменчивы и зачастую обучающиеся не обращают внимания на дату документа или читают вместо научной информации «народные» страдания.

Научить их разделять или выделять именно важную или нужную информацию - задача преподавателя или руководителя научного кружка.

            Так как именно кружковая работа, занятие в студенческих научных обществах способны повысить мотивацию к учебе, заинтересованность в конечном продукте, помочь обрести уверенность.

Кроме кружковой работы существуют еще и другие виды самостоятельной работы обучающихся: участие в различных конкурсах, олимпиадах, как вне колледжа, так и внутри колледжа, курсовые работы по заданной теме и даже просто необходимость выполнения домашнего задания по дисциплине и самостоятельное ознакомление с различного рода нормативной документацией.

Участие в олимпиадах (речь идет о непосредственном присутствии на олимпиаде) формирует у обучающегося интерес, мотивирует, формирует стремление выделиться, пройти испытание. Разработка олимпиады внутри колледжа, особенно по профессиональному модулю в комплексе - это хорошее средство для определения уровня подготовки к аккредитации у выпускных групп.

Данный вид олимпиады помогает выявить творческие способности, интерес к научной деятельности, возможность нестандартного мышления и быстрого принятия решения. Все эти качества необходимы будущим фармацевтам на рабочем месте, где зачастую происходят ситуации, требующие как раз таких компетенций.

Современная молодежь часто ограничена виртуальным общением, а любое массовое мероприятие позволяет расширить круг общения, найти новых друзей. Оказалось, что для некоторых это дает возможность помериться силами, сравнить свои успехи в изучении дисциплины с успехами своих однокурсников из разных групп. Олимпиады внутри своей учебной организации дают уникальный шанс добиться признания не только в семье и в преподавательской среде, но и у однокурсников. [2]

Самостоятельная работа в урочное время  для обучающихся очень важна и нужна. И задача преподавателя организовать ее в интересной, интерактивной форме. Разработка самими обучающимися  различного рода наглядных материалов в виде схем, алгоритмов, рисунков, разработка СОП для аптечных организаций и много другое,  позволяет заинтересовать их к творчеству, самостоятельному прочтению и переработке информации, побуждает к деятельности.

Подготовка рефератов, докладов, оформление и проведение презентаций на занятиях, обсуждение и редактирование в коллективе –  все это будет формировать у обучающихся навыки публичных выступлений, ораторского искусства, критического мышления, умении вести дискуссию. Все это немаловажно для формирования облика «первостольника», которому придется сталкиваться в своей работе и с возмущениями покупателей, и с возражениями.

В заключении можно сказать, что главное в стратегической линии любой самостоятельной работы обучающихся СПО заключается в создании условий для их высокой активности, самостоятельности и ответственности. Это необходимость как для аудиторной деятельности, так и для внеаудиторной.

Библиографический список

  1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся при реализации ФГОС по профессиям СПО. URL:http://eptt.ru/media/sub/1607/documents
  2. Методические_рекомендации_по_организации_самостоятельной_работы_обучающихся_при_реализации_ФГОС_по_профессиям_СПО.pdf?ysclid=lutpw58jmp456947121
  3. Организация и проведение предметных олимпиад в СПО (art-talant.org) URL: https://www.art-talant.org/publikacii/74825-organizaciya-i-provedenie-predmetnyh-olimpiad-v-spo

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Самостоятельная работа как фактор повышения качества профессионального обучения в СПО




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*