Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль индивидуальных проектов обучающихся в формировании личностных компетенций

15.01.2024 187 229
Багичева Наталья Анатольевна
Багичева Наталья Анатольевна, преподаватель

Нижегородский медицинский колледж

Проектная деятельность – особая форма организации  деятельности обучающихся и логичное продолжение использования преподавателем  проблемного обучения. Решение проблем при организации индивидуального проектирования позволяет формировать профессионально-ориентированного студента, способного к самоконтролю.

Выполнение индивидуального проекта – необходимое условие  освоения образовательной программы, которая  требует от обучающегося формирование знаний, имеющих профессиональную направленность.

Работа над индивидуальным  проектом способствует:

- формированию навыков коммуникативной, учебно - исследовательской деятельности, критического мышления;

- развитию способности к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

- формированию навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действийпри решении различных задач, используя знания одной или нескольких дисциплинарных областей;

- развитию навыков постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Обучение на основе проектов основано на активном участии студентов в проектах, обеспечивающих их развитие и позволяющих применять приобретенные на занятиях знания и умения. Материал учебного предмета воспринимается более осмысленно, т.к. обучение основано на фактах из реальной жизни и информация подается интересным для обучающегося образом. Большую часть информации в процессе работы над проектом  они должны добывать самостоятельно.

Мотивацией к созданию проекта является внутреннее желание учиться, способность делать важную работу и потребность в ее оценке. Это требует от педагога большой подготовительной работы, а так же понимания особенностей развития каждого ученика. Мотивируя обучающихся, нужно ориентироваться на то, чтобы сделать это с наибольшей пользой для развития как сильных, так и слабых студентов, сохранить их эмоциональное благополучие, оптимизм, веру в свои силы, дать толчок к саморазвитию. 

Оценивание индивидуальных проектов отражает вывод об уровне сформированности  навыков проектной деятельности у обучающихся, которое делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта по каждому из четырех критериев:

- способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий;

- сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;

- сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать свою познавательную деятельность и управлять ею во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;

- сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Выполнение индивидуального проекта – необходимое условие  освоения образовательной программы.  ФГОС 3 поколения  требует от обучающегося формирование знаний,  имеющих профессиональную направленность. Поэтому темы проектов также предполагают наличие профессиональных составляющих.

Не все обучающиеся способны правильно сформулировать тему, на этом этапе требуется помощь руководителя – преподавателя.

В нашем колледже ежегодно примерно 30% студентов специальности «Лабораторная диагностика»  выбирают проекты по биологии и химии, 30% - по информатике и обществознанию.

На  специальности «Сестринское дело: 60% выполняют проекты по биологии и химии, по 10% - по математике, физике и истории, 13% по физической культуре. Некоторые темы проектов: «Болезни, изменившие мир»,  «Графики в медицине», «Вред высоких каблуков с точки зрения физики», «Леон Андреевич Оганесян и его вклад в советскую медицину».

Преподаватели русского языка и литературы предлагают  темы, связанные с профессией, которые выбирают 9-10% студентов. Например, «Культура речи медицинского работника», «Медицинская тема в лирике», «Антон Павлович Чехов в медицинской сфере деятельности».

Проблемы с выбором предмета и темы проекта возникают у 7-8% студентов внебюджетных групп. Это связано с низкой мотивацией к обучению. Можно предложить таким студентам  групповой проект под руководством опытного преподавателя. 

Работа  с литературой, как правило,  позволяет студенту найти подходящий материал. Многие ограничиваются поиском информации  в интернете, не обращая внимания на литературные источники. Поэтому на этом этапе руководителю необходимо объяснить обучающемуся правила подбора материала и недопустимости плагиата.

Очень важно в проекте выполнить практическую часть.    Педагог  направляет  внимание обучающегося  на соответствие цели и задач проекта   проведению  эксперимента.

 Выдвинутая гипотеза подтверждается:

- серией опытов на естественно- научных дисциплинах,

- проведением анкетирования или опроса на социальных дисциплинах,

- проведением соревнований или конкурсов при выполнении проекта по физической культуре.

Проект может не содержать эксперимент при условии разработки памятки или маршрутной карты, анкеты или моделирования процесса.

Правильное оформление работы способствует развитию внимательности, аккуратности и является базой для выполнения курсовых и выпускной квалификационной работ.

Важным  достижением обучающегося становится правильное размещение информации в презентации: минимальное количество текста и большая информативность презентации. Хорошим результатом может быть создание ментальной карты, сочетающей аудио-, видеоматериалы с текстовым содержанием. Руководитель проекта, чтобы направить обучающегося, сам должен владеть современными информационными технологиями.

Необходимым  этапом становится не только правильное оформление проекта, но и его защита. Современные цифровые технологии позволяют представить результат наглядно, с большим количеством иллюстраций.

При изучении дисциплин общепрофессионального цикла актуально выполнение мини-проектов. Студенты малыми группами выбирают темы мини-проектов, предложенные преподавателем,  и готовят выступления по различным темам на теоретических и практических занятиях. Мини-проекты не требуют эксперимента, но призваны осознать проблему, изучаемую на занятии, с необычной стороны. Чаще всего мини- проект, опираясь на знания смежных дисциплин, отвечает на проблемный вопрос по лекционному материалу.  Примером может быть минипроект «Озноб и ознобление как нарушение терморегуляции» при изучении   темы «Типовые нарушения теплового баланса организма».

Такой подход делает материал лекций более понятным для студента: идет осмысление информации, подготовленной заранее.

Таким образом, выполнение индивидуального проекта формирует не только интерес к выбранной профессии, но и потребность  в непрерывном образова­нии, владение цифровыми технологиями, умение планировать свое время  и защищать собственное мнение.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Роль индивидуальных проектов обучающихся в формировании личностных компетенций




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*