Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проектное обучение как метод формирования функциональной грамотности

15.01.2024 176 210
Перекрестова Екатерина Геннадьевна
Перекрестова Екатерина Геннадьевна, преподаватель

Сахалинский техникум сервиса

 «Мы должны либо найти путь, либо проложить его»

Ганнибал

Актуальность. В настоящее время в современных условиях мотивация обучающихся остается важным и актуальным вопросом для образовательных организаций в целях формирования и развития гармонично развитой личности. Происходящие изменения в социально-общественной жизни требуют развития новых инновационных подходов к образованию, которые позволят обучающимся приобрести навыки самостоятельного движения в информационных полях, формированию универсальных умений, позволяющих создать и найти пути разрешений, возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, в самоопределении и в повседневной жизни. Мотивация обучающихся  к получению прочных знаний была востребована всегда. Сегодня время высоких технологий, требующее от образования развитие мотивационной деятельности на практическом значимом уровне , и влечет за собой изменение основных целей образовательной системы, а также преобразование деятельности педагога. Кроме этого, новый нормативный документ ФГОС СПО третьего поколения закрепляет целевую значимость о создании условий для решения стратегических задач, направленных на достижение целей, соответствующих запросам личности, общества и государства. Все эти условия вносят изменения в образовательную деятельность.

Сущность и преимущества проектного обучения. Одним из методов обучения, который способствует достижению намеченных целей, является проектный. Само слово «проект» повышает интерес обучающихся к изучению любого учебного предмета и мотивирует его к действию. Проектный метод обучения (англ. project-basedlearning), или метод проектов, — это подход, при котором студенты обучаются в процессе самостоятельного планирования и разработки решений для некой проблемы или задачи. Такая деятельность становится учебным проектом, и в результате него учащиеся должны достичь осязаемого, практически значимого результата, создать конечный продукт. Продуктом может быть что угодно в зависимости от темы проекта — например, план мероприятия, технический чертёж, видеоролик, журнал, выращенный в теплице урожай, дизайн помещения, веб-сайт или мобильное приложение, бизнес-план. [1]

Ученые сформулировал четыре главных принципа эффективного проектного обучения. Конструктивистский подход: обучение должно быть активным процессом, в котором обучающиеся получают знания, взаимодействуя с окружающей средой. Этот принцип поощряет умение рефлексировать над собственным знанием и незнанием, а также интеграцию нового и имеющегося опыта.Релевантный контекст обучения, при котором обучающие учатся решать задачи, значимые для реальной жизни, — работают над проектами из профессиональной практики, научными вопросами, социальными проблемами. Совместное обучение заключается в том, что обучающий в образовательном процессе не должен оставаться сам по себе. Важно поощрять кооперацию и ответственность за общий результат, обмен идеями, взаимную обратную связь. Самостоятельность: преподаватели готовы консультировать обучающихся и помогать им в процессе работы над проектами,  однако активная роль остаётся за ними самими.  Они учатся планировать и контролировать свою деятельность, оценивать её эффективность. Педагог в таком сценарии выступает не транслятором информации, а куратором и его задача — помочь обучающимся отобрать наиболее перспективные темы и организовать самостоятельную продуктивную деятельность. Это требует от педагога развитых управленческих, креативных и коммуникативных компетенций. Проектная технология – это взаимосвязанная деятельность педагога и обучающегося. Если обучающийся пытается извлечь информацию, переработать ее, то педагог призван указать возможный источник или самому становиться источником информации. Если обучающийся  старается приобретать знания и навыки для дальнейшего их использования в своей практике, то педагог координирует этот процесс, поощряет и осуществляет постоянную обратную связь.[2]

Реализация метода проектов на практике предполагает переориентирование учебной работы на разнообразные виды самостоятельной деятельности обучающихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Всё, что создают обучающиеся - все их тексты, фото- и видеоматериалы, презентации, доклады и выступления – становится составной частью их цифровых портфелей индивидуальных достижений. Главным становится освоение каждым обучающимся самостоятельного собственного знания, овладение новыми способностями, наиболее востребованными в данный момент обществом.

Опыт проектного обучения. Проектное обучение нацелено на решение социальных задач, отражающих интересы участников образовательного процесса. В рамках предметных дисциплин также эффективно использовать проектное обучение. Учебный предмет «Право» направлен на овладение обучающихся знаний об основах правового статуса личности в РФ, административного, гражданского, трудового, уголовного права; на формирование умений применять знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству РФ.  (1) Необходимость использования метода проектов в практике преподавания  права способствует формированию у обучающихся целостной системы знаний и соответствующих этим знаниям, практико-ориентированных и актуальных для граждан РФ умений и навыков. С помощью этих знаний обучающиеся могут легко адаптироваться в современных условиях.

В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов, которые можно применять на уроках права, к ним относятся: практико-ориентированный, творческий, исследовательский. В рамках изучения учебного предмета «Право» в качестве примера хотелось бы привести творческий проект по созданию локального документа «Кодекс студента» как самостоятельную итоговую работу, в результате которой создается полезный продукт, впоследствии применимым в рамках  образовательного учреждения. Изучая материалы по теме «Закон и подзаконные акты», обучающие знакомятся с различными законодательными документами и на их основе формируются правовые знания и умения, что в дальнейшем позволяет успешно работать над кодексом. Такой вид деятельности не только позволяет оценить правовую грамотность, но и определить творческую самостоятельность.

В процессе освоения экономических дисциплин особое место занимает практико-ориентированный метод, требующий тщательно продуманной структуры деятельности обучающихся, с определением функций каждого из них, четких выводов, оформленных результатов проектной деятельности и участие каждого в оформлении конечного результата. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику. Такого вида проекты обучающие создают при изучении темы «Организация, предприятие, фирма», когда составляют бизнес-план собственного предприятия. Работа над планом позволяет выявить у обучающихся предпринимательские способности и мотивировать на успешное построение собственного дела. А это  отвечает запросам государства в современных экономических условиях. В процессе работы, над проектом обучающиеся аккумулируют знания не только экономического цикла, но и совершенствуют правовую грамотность. Таким образом, проектное обучение позволяет оценивать творческую деятельность обучающихся  более объективно. Эффективная результативность наблюдается в случае, когда защита проекта проводится публично.  Исходя из этого, можно констатировать, что защита проекта - один из способов реализации творческого потенциала; рациональное совмещение теоретических знаний и их практическое применение для решения проблем социально значимого характера. Реализуя.данную цель и применяя знания из разных научных областей, обучающиеся могут достигнуть конкретного практического результата и стать компетентными в правовых, финансовых и других вопросах. 

Исходя из вышесказанного можно подвести итог, того что проектный подход к обучению ориентирует образовательный процесс на решение обучающихся  познавательно-коммуникативных и исследовательских задач.  Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, способствующих достижению высоких результатов обучения и развитию функциональной грамотности.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих и информационных проектов, наряду с другими активными методами обучения, может эффективно применяться как одно из условий реализации личностно-ориентированного подхода.

Список литературы

  1. Федеральный Государственный Стандарт СПО,2020
  2. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: [Текст] учебное пособие. / Под ред. Е.С. Полат. – 3-е изд., исправ. и допол. – М.: Академия, 2019.
  3. Розанов, Л.Л. Метод проектов как педагогическая технология [Текст] / Л.Л. Розанов // Педагогика. -2020
  4. Формирование педагогической коммуникативной компетенции будущих учителей на довузовском этапе обучения в процессе проектной деятельности [Электронный ресурс] / Е. А. Рудакова, А. В. Лейфа // Проблемы современного образования. - 2022. - №2. - С.190-200.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Проектное обучение как метод формирования функциональной грамотности




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*