Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Обобщение опыта работы преподавателя экономики и менеджмента на тему: "Современные педагогические технологии в преподавании социально-экономических дисциплин"

06.06.2023 205 277
Борисенко Ольга Григорьевна
Борисенко Ольга Григорьевна, преподаватель

Сасовское летное училище гражданской авиации им. Героя Советского Союза Тарана Г.А. Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева

Современное российское общество переживает период  становления новой системы образования, которая характеризуется существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Современная стратегия развития российского образования предусматривает формирование  высоконравственной, образованной, успешно социализирующейся личности. В связи с этим на первый план выходят задачи:

  • вооружение учащихся не только прочными знаниями, но и эффективными приёмами, способами, средствами их получения;
  • формирование мировоззрения учащихся;
  • переход от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития.

Содержание, характер перемен, происходящих в образовании, во многом определяется социальным заказом. Общество делает ставку на личность, готовую занять активную социальную позицию.

Задачи современной системы образования состоят в повышении качества общего и профессионального образования, повышении конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности среднего профессионального образования на рынке труда.

В настоящее время данную задачу уже невозможно решить без фундаментализации образования, которая сегодня является одной из мировых тенденций его развития. Обучение специалиста, отвечающего современным требованиям, может обеспечить система среднего профессионального образования, основанная одновременно на выверенном содержании специальной и фундаментальной подготовок. Кроме того в современных условиях внимание акцентируется на непрерывном образовании в течение всей жизни. Важно сформировать у обучающихся потребность и готовность к непрерывному образованию и самообразованию, навыки и умения самостоятельно приобретать знания, включать новые знания, способы деятельности в систему уже усвоенных и применяемых на практике.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил выявить противоречие между возросшими требованиями к формированию творчески-активной личности будущего специалиста и недостаточной разработанностью педагогических условий активизации учебно-познавательной деятельности курсантов.

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся среднего профессионального образовательного учреждения.

Цель исследования: определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие активизации учебно-познавательной деятельности курсантов среднего специального учебного заведения.

Объект исследования: учебно-познавательная деятельность курсантов.

Предмет исследования: педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности курсантов среднего учебного заведения.

Мой  педагогический опыт привел меня к мысли, что без использования современных педагогических технологий и методов обучения, нельзя развить познавательные способности учащихся, активизировать их мыслительную деятельность на уроках истории и обществознания. Изучая и активно внедряя современные технологии, я старалась повысить эффективность и результативность учебных занятий и достигнуть положительных результатов в работе.

На своих уроках на основе популярных в настоящее время технологий проблемного обучения,  групповых технологий и  использования игровых методов я решила соединить, так сказать, «физику и лирику», «науку и искусство», «полезное и приятное». Дело  в том, что я преподаю дисциплины общеобразовательного характера (экономика и менеджмент), которые в силу определенных обстоятельств большинство курсантов летного училища считают второстепенными, что закономерно снижает интерес к изучаемым дисциплинам.

В связи с этим я поставила следующие задачи:

  • придумать методы проведения уроков, способствующие развитию интереса курсантов к учебной дисциплине и своей будущей профессии;
  • разработать и апробировать систему учебных занятий с применением элементов метода ассоциаций, а также написания творческих работ, закрепляющих изученные темы;
  • проверить влияние применяемых технологий на развитие познавательного интереса курсантов и усвоение ими учебного материала.
  • повысить познавательную мотивацию учащихся путем использования разнообразных форм и средств самостоятельной работы учащихся;
  • создать  атмосферу сотрудничества учащихся между собой и с преподавателем, способствующей самореализации учащихся;
  • внести элементы игровой деятельности в учебный процесс.

Практическая реализация задач осуществлялась с использованием методик, которые я хотела бы проиллюстрировать следующими примерами.

Четыре практических занятия по дисциплине «Менеджмент» были организованы по методике сквозной задачи, поэтапно объединяющей несколько тем курса учебной дисциплины.

Для выполнения всех этих  заданий курсантам было предложено придумать производственное предприятие любого профиля работы, составить для него резюме, разработать организационную структуру управления «своим предприятием», составить профессиограмму одного из работников основного производства и проанализировать влияние внешних и внутренних факторов, на деятельность предприятия.

В качестве мотивации было объявлено, что итоговая оценка по дисциплине  будет выставлена с учетом всех результатов творческих работ.

Это способствовало усилению интереса к выполняемому заданию, проявлению творческого подхода, использованию информационных технологий, нестандартного мышления, креативности и т.д., поскольку все эти характеристики учитывались среди критериев оценки работ. С целью профессиональной направленности каждое задание подкрепляла связью с авиапредприятием, выбранной профессией и ролью пилота в экипаже воздушного судна.

Что касается проведения лекционных занятий, то здесь я применяла элементы ассоциативного восприятия.  В частности, при изучении вопроса о формах влияния и власти, были использованы для иллюстрации картины русских художников 19-20 в. Например, показывая картину В. Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом», я объяснила характер власти, основанной на вознаграждении. «Переход Суворова через Альпы» В. Сурикова дал возможность проиллюстрировать власть, основанную на личном примере. «Аукцион за недоимки» В. Максимова – использование законной власти и так далее.

Очень приятно было наблюдать неприкрытый интерес курсантов. Он был основан не только на визуальном знакомстве с шедеврами Третьяковской галереи, но и на познавательном моменте: я рассказывала сюжет каждой  картины, прежде чем соединить его с темой урока. Для многих они были откровением. С педагогической позиции – если что-то вызывает интерес – это не остается не понятым и легко запоминается. На это и была рассчитана данная методика.

Результативность.

Итоговые оценки показали  около 75% - отличный результат, около 25% - хороший результат. В предыдущие годы диапазон оценок был более широким: от «отлично» до «неудовлетворительно».

Вывод.

Анализ данной проблемы и опыт работы позволяет сделать обобщающие выводы и практические рекомендации.

Успех в работе по активизации познавательной деятельности в значительной степени зависит от характера взаимоотношений преподавателя и обучающихся. Положительный результат будет только в том случае, если эти отношения будут носить позитивный характер взаимного понимания и уважения.

В своей деятельности преподаватель должен учитывать противоречивый характер процесса познания. Постоянно встречающимся противоречием процесса познания является противоречие между индивидуальным опытом обучающихся и приобретаемыми знаниями. Это противоречие создает хорошие предпосылки для создания проблемных ситуаций, как педагогического условия активизации познавательной деятельности.

Преподаватель должен уметь выделять доминирующие мотивы. Осознав их, он может оказывать существенное влияние на мотивационную сферу обучающихся.

Работая над активизацией познавательной деятельности учащихся, преподавателю следует больше внимания уделять проблеме познавательного интереса. Выступая в качестве внешнего стимула к учению, познавательный интерес является самым сильным средством активизации познавательной деятельности. Искусство преподавания состоит в том, чтобы познавательный интерес стал для обучающихся лично значимым и устойчивым.

Таким образом, успех в решении задачи активизации познавательной деятельности учащихся заключается в оптимальном сочетании инновационных и традиционных методов обучения.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Обобщение опыта работы преподавателя экономики и менеджмента на тему: "Современные педагогические технологии в преподавании социально-экономических дисциплин"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*