Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Из опыта проведения научно-исследовательской работы в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Мурманской области "Мурманский медицинский колледж"

17.02.2023 242 323
Черношеина Людмила Александровна
Черношеина Людмила Александровна, преподаватель

Бельская Елена Анатольевна
Бельская Елена Анатольевна, зам. директора по УПР

Кляблина Светлана Петровна
Кляблина Светлана Петровна, преподаватель

Мурманский медицинский колледж

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело будущая медицинская сестра должна обладать рядом профессиональных исследовательских компетенций. Совершенствование системы профессиональной подготовки высококвалифицированных медицинских сестёр направлено на формирование способностей к самостоятельному принятию решений в пределах своей компетенции.

Медицинская сестра должна обладать такими исследовательскими компетенциями, как способность самостоятельно «осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач» [3]. Для своего профессионального и личностного развития медицинская сестра должна проводить исследовательскую работу по анализу и оценке качества сестринской помощи; способствовать внедрению современных медицинских технологий; повышать профессиональную квалификацию и внедрять новые современные формы работы. Становится очевидным, что в структуре профессиональной подготовки медицинских сестёр важным условием становится исследовательская деятельность.

Особое значение приобретает «развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности сестринского персонала, проведение комплексных научно-исследовательских работ, направленных на развитие здравоохранения» [2].

Научно-исследовательская деятельность определяет возможности профессионального развития личности студента.

Медицинский специалист среднего звена – это исследователь, поскольку ему профессионально необходимо не только до тонкостей разбираться в своём деле, но и обладать высокой профессиональной мобильностью, уметь самостоятельно ориентироваться в обширной научно-медицинской информации. Всего этого невозможно достичь без активного участия студентов в научно-исследовательской работе.

Важнейшим условием развития научно-инновационных направлений является обязательное вовлечение студентов уже на первом курсе в исследовательскую деятельность. Первый шаг может быть инициирован преподавателем, но надо помнить, что серьёзная исследовательская работа может идти только от собственной мотивации студента.

К научно-исследовательской и творческой деятельности в той или иной степени привлекаются почти все студенты нашего колледжа. Для научно-исследовательской работы студентов, как для одной из форм самостоятельной работы в ходе  учебного процесса, характерно удачное сочетание теоретического обучения и практической деятельности.

В рамках этой работы студент приобретает сначала основные навыки исследовательской работы, а затем начинает воплощать теоретические знания в исследованиях, которые связаны с практической деятельностью.  На наш взгляд  необходимо привлекать студентов к научно-исследовательской работе с младших курсов. И эта студенческая деятельность основана на единстве учебной, научной и воспитательной работы. Учебный процесс организован таким образом, что элементы исследовательской деятельности вводятся постепенно, усложняясь от курса к курсу.

Последовательное овладение исследовательскими компетенциями проходит через несколько этапов.

Первый этап – это проектная деятельность студентов первого курса на базе основного общего образования. В результате этого этапа  обучающиеся получают основные понятия об исследовательской работе. Данная  деятельность введена в учебную программу  первого курса. Студентам нравится работать над проектами. Они ценят право самостоятельного выбора темы, совместную деятельность с однокурсниками, преподавателями, сотрудниками библиотек и музеев. Всё это повышает мотивацию обучения и положительно сказывается на самооценке.

06 июня 2018 года в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Мурманской области «Мурманский медицинский колледж» (далее – колледж) была проведена  первая студенческая учебно-практическая конференция  «Мой проект».  Данный вид организации научно-исследовательской работы с обучающимися стал традиционным в практике работы преподавателей колледжа.

Второй этап – это участие студентов в научно-практических конференциях с публичной защитой лучших индивидуальных проектов. Хочется особо отметить, что индивидуальные проекты создавались по различным учебным дисциплинам, но многие из работ имели тематику, относящуюся к медицине.

Приведём примеры тематики индивидуальных проектов, рекомендованных для углублённой научно-исследовательской работы обучающихся с дальнейшим представлением результатов на студенческой научно-практической конференции «Здоровье и образ жизни», которая традиционно ежегодно проводится в колледже:

  • Витамины и их роль в организме (учебная дисциплина «Биология»);
  • Вклад Авиценны в развитие математики и медицины (учебная дисциплина «Математика»);
  • Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие человека (учебная дисциплина «Биология»);
  • История гипса (учебная дисциплина «Химия»);
  • Косметика и космоцевтика (учебная дисциплина «Химия»);
  • Медицинские информационные системы (учебная дисциплина «Информатика»);
  • Основные загрязнители атмосферы и их влияние на здоровье человека (учебная дисциплина «Экология»);
  • Противоопухолевые средства и механизм их действия (учебная дисциплина «Биология»);
  • Процесс старения (учебная дисциплина «Биология»);
  • Фотосинтез – уникальное природное явление (учебная дисциплина «Биология»).

Готовность обучающихся к постоянному самообразованию и самосовершенствованию является необходимой качественной составляющей профессиональной компетентности будущих медицинских работников.

Самостоятельная научно-исследовательская работа – это планируемая в рамках учебного плана деятельность студентов, которая осуществляется по заданию и при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия.

Научно-исследовательская деятельность обучающихся под кураторством преподавателя является эффективным инструментом формирования и развития общих и профессиональных компетенций, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.

Преподаватели колледжа год от года всё большее внимание уделяют внеаудиторной работе со студентами. А любая научно-исследовательская работа – это внеаудиторная самостоятельная деятельность студентов.

После создания индивидуальных проектов на первом курсе студенты на старших курсах обучения работают с более сложными темами научно-исследовательских работ.

Большинство исследований студентов второго курса приходится на общемедицинские дисциплины. Данный этап работы обучающихся можно назвать реферативно-исследовательской деятельностью. Здесь особенно важна роль преподавателя, который должен подготовить темы реферативно-исследовательских работ, объяснить студентам обязательность самостоятельной работы как части общей программы, заинтересовать выбранной темой.

Научно-исследовательская работа в обозначенный промежуток обучения обычно осуществляются на стыке нескольких учебных дисциплин. Например, дисциплин   «Анатомия и физиология человека» и «Основы патологии», «Основы латинского языка» и «Фармакология», «Экология» и «Основы безопасности жизнедеятельности», т.д.

Среди огромного разнообразия форм и методов обучения научно-исследовательская работа как вид самостоятельной работы становится для обучающихся значимым и интересным видом деятельности.

Следующий этап научно-исследовательской работы: в начале учебного года студенты старших курсов  выбирают тематику курсовых исследовательских работ сначала для   изучения конкретной темы  и возможного участия в студенческих научно-практических конференциях, а к выпускному курсу определяются с темой выпускной квалификационной работы.

Научно-исследовательская деятельность студентов осуществляется  при поддержке преподавателей как общеобразовательных дисциплин, так и клинических дисциплин под контролем заместителя директора по учебно-практической работе Бельской Елены Анатольевны.

В колледже ежегодно традиционно проводится студенческая научно-практическая конференция «Здоровье и образ жизни», на которой обучающиеся представляют результаты  своих индивидуальных исследовательских проектов.

Традиционная конференция «Здоровье и образ жизни» проводится в колледже с 2013-2014 учебного года. Первая конференция имела статус региональной, в её работе принимали участие студенты и преподаватели Мурманской области.

В настоящее время статус конференции изменился. В ближайших планах колледжа проведение традиционного мероприятия 07 апреля 2023 года под названием «Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Здоровье и образ жизни» с международным участием».

Задачи предстоящей конференции:

  • презентация организации научно-исследовательской работы образовательных организаций по проблемам здоровья, образа жизни и профилактики заболеваний;
  • формирование духовно-нравственной, гражданской, профессиональной ориентации молодежи;
  • формирование навыков научно-исследовательской работы;
  • создание условий для реализации творческого потенциала обучающихся;
  • пропаганда здорового образа жизни и активных жизненных позиций;
  • привлечение внимания общественности к проблемам здоровья и образа жизни населения;
  • пропаганда достижений обучающихся, а также опыта работы образовательных заведений по организации научно-исследовательской деятельности;
  • укрепление научного и педагогического сотрудничества обучающихся, образовательных заведений, научных руководителей, деятелей науки и образования;
  • обмен мнениями и накопленным опытом по вопросам исследования состояния здоровья, образа жизни и профилактики заболеваний.

Работа конференции будет представлена в восьми секциях:

  • Профилактика заболеваний;
  • Влияние образа жизни на здоровье человека;
  • Влияние окружающей среды на здоровье человека (экология, факторы природной среды);
  • Влияние факторов риска на здоровье человека (производственная среда, технический прогресс, генетика);
  • Социально-значимые болезни (ВИЧ, туберкулез, сахарный диабет, гипертония и т.д.);
  • Социальные вопросы медицины (влияние факторов социума на здоровье человека);
  • Фармация: вчера, сегодня, завтра;
  • Lifestyle and Health (секция на английском языке);
  • Слагаемые здоровья (секция для школьников).

Например, 08 апреля 2022 года на площадке колледжа была проведена  «Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Здоровье и образ жизни» с международным участием», в которой приняли участие обучающиеся 59 образовательных организаций (56 – Российской Федерации, из них 14 организаций Мурманской области; 3 – Республики Беларусь), 373 обучающихся, 272 научных руководителя.

Работа конференции проводилась по следующим направлениям:

№ п/п

Название секции, подсекции

Количество научно-исследовательских работ, представленных в секции, подсекции

1.                   

Секция № 1 «Влияние образа жизни на здоровье человека»

Подсекция 1.1 «Вредные привычки. Общие вопросы»

21 работа

2.                   

Секция № 1 «Влияние образа жизни на здоровье человека»

Подсекция 1.2 «Образ жизни. Общие вопросы»

20 работ

3.                   

Секция № 1 «Влияние образа жизни на здоровье человека»

Подсекция 1.3 «Питание. Режим дня»

23 работы

4.                   

Секция № 1 «Влияние образа жизни на здоровье человека»

Подсекция 1.4 «Физическая активность. Отдых»

29 работ

5.                   

Секция № 2 «Профилактика заболеваний»

Подсекция 2.1 «Женское здоровье. Опорно-двигательный аппарат. Общие вопросы профилактики заболеваний»

35 работ

6.                   

Секция № 2 «Профилактика заболеваний»

Подсекция 2.2 «Сахарный диабет. Вопросы питания и жкт. Общие вопросы профилактики заболеваний»

35 работ

7.                   

Секция 3 «Влияние окружающей среды на здоровье человека»

21 работа

8.                   

Секция 4 «Влияние факторов риска на здоровье человека»

Подсекция 4.1 «Влияние наследственных и природных факторов на здоровье человека. Женское здоровье»

18 работ

9.                   

Секция 4 «Влияние факторов риска на здоровье человека»

Подсекция 4.2 «Влияние мобильной, компьютерной, производственной техники и оборудования на здоровье человека; психологические факторы»

17 работ

10.               

Секция 5 «Социально-значимые болезни»

Подсекция 5.1 «Социально-значимые болезни. ССЗ. СД. ЖКТ. Психоневрологические заболевания»

23 работы

11.               

Секция 5 «Социально-значимые болезни»

Подсекция 5.2 «Социально-значимые болезни. ВИЧ. Гепатит. Онкологические заболевания»

23 работы

12.               

Секция 6 «Социальные вопросы медицины»

22 работы

13.               

Секция 7 «Фармация: вчера, сегодня, завтра»

16 работ

14.               

Секция 8 «Lifestyle and health» (секция на английском языке)

17 работ

Одним из основных направлений исследований студентов являются исследования по темам, касающимся здоровья человека. А поскольку, мы проживаем в условиях  Крайнего Севера, то ведущим направлением традиционной научно-практической конференции колледжа становятся работы, касающиеся особенностей сохранения здоровья человека в сложных климатических условиях.

Например, тематика нескольких научно-исследовательских работ студентов – участников Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Здоровье и образ жизни» с международным участием:

  • Влияние недостатка кислорода на организм человека в условиях Крайнего Севера;
  • Влияние образа жизни на здоровье обучающихся Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Мурманской области «Северный колледж физической культуры и спорта»;
  • Влияние режима питания на здоровье студентов Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Мурманской области «Кольский медицинский колледж»;
  • Влияние условий Крайнего Севера на физическое развитие детей в возрасте 8-9 лет;
  • Влияние условий Крайнего Севера на дыхательную систему детей среднего школьного возраста;
  • Влияние условий Крайнего Севера на сердечно – сосудистую систему человека;
  • Гимнастические упражнения как здоровьесберегающая технология направленная на укрепления здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в условиях Крайнего Севера;
  • Дефицит фтора в воде как одна из основных причин кариеса зубов в Арктических регионах России;
  • Информированность и отношение населения г. Апатиты к вопросам вакцинопрофилактики;
  • Информированность студентов 1 курса Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Мурманской области «Северный колледж физической культуры и спорта» об инфекционных заболеваниях и их профилактике;
  • Медико-социальные показатели распространенности миопии у студентов и преподавателей Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Мурманской области «Мурманский медицинский колледж»;
  • Особенности адаптационных процессов человека, проживающего в условиях Крайнего Севера;
  • Особенности кожи человека, проживающего в условиях Севера;
  • Особенности питания жителей Крайнего Севера;
  • Особенности психоэмоционального состояния населения в условиях Севера;
  • Особенности сердечно-сосудистой системы в условиях Крайнего Севера;
  • Проблемы иммунодефицита на крайнем Севере;
  • Проблемы кровотворения в районах крайнего Севера (Кольский полуостров);
  • Процессы метаболизма у жителей Крайнего Севера;
  • Распространенность ожирения среди студентов Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Мурманской области «Мурманский медицинский колледж»;
  • Северная метеозависимость и здоровье человека проживающего в условиях Севера.

Большой теоретический объём научно-исследовательских проектов, а так же заинтересованность в работе способствует тому, что студенты учатся работать с литературными источниками, как с монографиями, так и с периодическими изданиями.

В процессе работы над проектами обучающиеся убеждаются в том, что только сведения, полученные с помощью самостоятельных исследований, обеспечивают полноценное освоение знаний, способность творчески решать профессиональные задачи.

Научно-исследовательская работа обучающихся способствует:

  • развитию мотивации студента к процессу обучения;
  • формированию общих и профессиональных компетенций;
  • развитию навыков самостоятельного овладения научными знаниями;
  • формированию готовности будущих специалистов к творческой реализации полученных в учебном заведении знаний, умений и навыков в практической профессиональной деятельности;
  • овладению методологией научного поиска и исследовательского опыта;
  • осознанию потребности в постоянном повышении квалификации;
  • приобщению к нормам и ценностям профессиональной среды;
  • развитию интереса к будущей работе и потребности в выбранной профессиональной деятельности, позитивного отношения к профессии;
  • развитию интеллектуальных умений студентов.

Из маленьких индивидуальных проектов первокурсников часто формируются работы, которые представлялись на конференциях различного уровня.  Например, в 2019 году работа студентов «Состояние зубов у жителей Заполярья» заслушивалась на традиционной конференции «Здоровье и образ жизни» Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Мурманской области «Мурманский медицинский колледж», а затем и на студенческой конференции в Областном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Курский базовый медицинский колледж», где была отмечена как одна из лучших работ.

Неоднократно индивидуальные проекты первокурсников перерастали в курсовые работы или в выпускные квалификационные работы.

Но наиболее ценным в проектной и в научно-исследовательской работе  студентов является не результат выступления на различных конференциях, а то, что данная деятельность обеспечивает связь теоретических знаний и их практического применения. Наглядный результат – студенты заинтересованы в изучении теории, видя её практическую значимость, а преподаватели могут быть уверены  в том, что будущая медицинская сестра будет обладать необходимыми профессиональными компетенциями.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Из опыта проведения научно-исследовательской работы в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Мурманской области "Мурманский медицинский колледж"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*