Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Военно-патриотическое воспитание студентов на уроках истории и обществознания в Новосибирском автотранспортном колледже

26.09.2022 266 395
Котенко Ольга Сергеевна
Котенко Ольга Сергеевна, преподаватель

Атаев Андрей Кимович
Атаев Андрей Кимович, преподаватель

Новосибирский автотранспортный колледж

Военно-патриотическое воспитание – это большая государственная задача. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей. Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего – это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе. Российский патриотизм – это чувства и дела людей, оказавшихся и живущих вдали от родины, тоскующих по ней, интересующихся событиями, происходящими на родине, желающих ей добра и процветания.

Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно – значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания.

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области     политики, экономики, науки, культуры, спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создаёт реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по военно-патриотическому воспитанию.

История нашего Отечества даёт яркие примеры беззаветного исполнения долга российскими и советскими войнами. В истории нашей страны были победы и поражения, политические кризисы, нашествия иноземцев, но, сильная духом своего народа, беззаветной преданностью и самоотверженностью воинов, с оружием в руках, отстаивающих веру, честь и независимость своего государства, в решающих битвах за независимость Россия всегда побеждала.

Благодаря патриотизму и героизму народа, России удавалось выходить из самых тяжёлых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории в Новосибирском автотранспортном колледже призваны помочь студентам пережить и осмыслить всё положительное, что было в прошлом. Усвоение студентами идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России.

Наиболее благодатный материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне. С первых уроков темы, на которую выделяется максимум возможных часов. Преподаватели колледжа создают определенный эмоциональный настрой, используя фонохрестоматию, иллюстративный материал. Урок этого раздела  начинается со звуковой композиции  песни ‘’Священная война”.И сразу звучит голос Левитана, который объявляет  о нападении фашистских захватчиков на СССР и приказ о мобилизации. Затем преподаватель объявляет тему: ’’Начало Великой Отечественной войны” и рассказывает студентам первого курса нашего колледжа о переходе немецко-фашистской армии границ Советского Союза. Характеризуются силы сторон, приводятся примеры героизма советских людей, проявившееся уже в первые часы войны. На уроке звучат сообщения,обучающихся о героической обороне Брестской крепости, о защитниках заставы Лопатина, о подвиге Гастелло. При этом демонстрируются иллюстрации об обороне крепости “, Плакат “Родина - мать зовет”. В качестве основной идеи урока используются также написанные на листе ватмана слова Ил. Эренбурга:”Настал час простых чувств и простых слов. Гитлер бросил в бой все свои силы… Враг силен… Сейчас решается судьба всей нашей страны, каждого из наших детей … Если фашисты победят, не быть России. Они не могут победить… Мы выстоим: мы крепче сердцем… Мы знаем, за что стоим: за Россию, за Родину”.

 27 января 1944 года – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Это день Воинской славы России, который был установлен в соответствии с Федеральным законом “О днях воинской славы России” от 13 марта 1995 года. На уроках истории преподаватель объясняет ребятам, что всегда нужно помнить какие страшные испытания пережили жители Ленинграда. Всего от голода болезней бомбежек погибло около 1 млн. ленинградцев. Но город устоял, а мужество его защитников вселяло уверенность в победе всему советскому народу.

На уроках по истории студенты первого курса готовят устный журнал, посвященный Дню снятия блокады Ленинграда. Студенты представляют сообщения, посвященные хронологии блокады Ленинграда, о жизни ленинградцев в это время, о “Дороге жизни”, ленинградцев. Также студенты рассказывали  о памятных местах в Новосибирске, посвященных этому событию. Недалеко от нашего колледжа на одной из центральных улиц Новосибирска находится аллея блокадников. В День снятия блокады Ленинграда студенты приходят отдать дань памяти – возложить цветы в память погибшим ленинградцам блокадного города. Также здесь студенты имеют возможность лично изучить мемориальный комплекс, посвященный трудовому подвигу ленинградцев и всех эвакуированных в Новосибирск в годы Великой Отечественной войны.

Для большей  наглядности на уроках истории используются видеоматериалы кино- и фото- документы. Студенты смотрят фильм, снятый в последние месяцы блокады Ленинграда “Жила-была девочка”. Подготовка к съёмкам фильма началась в январе 1943 года – сразу после того, как было прорвано кольцо блокады.

На уроке “Блокада Ленинграда” используются: звуковые композиции “Голоса героического Ленинграда”, “Седьмая симфония” Шостаковича, фотографии серии “Монумент героическим защитникам Ленинграда”, “Пискаревское кладбище”. В рассказе преподавателя и сообщениях студентов звучат стихи М. Светлова, Н. Тихонова, М. Исаковского, О. Бергольц, посвященные защитникам города:

Сестра моя, товарищ, друг и брат,

Ведь это мы, крещенные блокадой!

Нас вместе называют Ленинград,

И шар земной гордится Ленинградом.

И ежели отныне захотят,

Найдя слова с понятием вровень,

Сказать о пролитой бесценной крови,

О мужестве. То скажут – Ленинград –

И все сольётся в этом слове!

В Новосибирском автотранспортном колледже традиционно проводится олимпиада, посвященная Великой Отечественной войне среди студентов 1-3 курсов. Олимпиада проходит с целью сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне, ее участниках и современниках, а также формирования патриотических и гражданских качеств личности, популяризации среди молодежи знаний о Великой Отечественной войне, развитие в студентах патриотических чувств, формирование в них чувства гордости за свою Родину.

2 февраля – это День воинской славы России – день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943), установленный в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1995 года “о днях воинской славы и памятных датах России”. Сталинградская битва положила начало коренного перелома всей Второй мировой войны. Проводится внеклассное мероприятие “Великая битва на Волге”, посвященное Сталинградской битве. На нем студенты выступают с презентациями о ходе Сталинградской битвы, героическом подвиге советских солдат в ней, об историческом значении Сталинградской битвы в ходе Великой Отечественной войны и ее всемирно-историческом значении во всей мировой истории человечества.

В преддверии Дня Победы в колледже проходит студенческая научно-практическая конференция “Память, не уходящая”, посвященная Великой Отечественной войне. Основная тема докладов студентов затрагивает их родственников-фронтовиков. Студенты представляют воспоминания о Великой Отечественной войне своих родственников-фронтовиков, фотографии из семейных альбомов, данные из архивов о своих прадедушках и их боевых заслугах

Комплекс занятий и внеклассных мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне, проводимых в колледже дополняют внеклассные мероприятия выездного характера-экскурсии в музеи, библиотеки, на которых проходят встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, просмотр документальных фильмов о Великой Отечественной войне, посещение памятных мест города Новосибирска. В качестве примера можно привести мероприятия, которое совместно с Новосибирским автотранспортным колледжем проводит библиотека им. Л.Н. Толстого-это викторина, посвященная 85-летию Новосибирской области. Материал разделен на следующие блоки:

  1. События региона
  2. История региона
  3. Люди нашего края
  4. Новосибирская область в годы Великой Отечественной войны
  5. Культура и наука.

В блоке «Новосибирская область в годы Великой Отечественной войны» вопросы, посвященные роли Новосибирской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.? Кто был удостоен высоких боевых наград за ратные подвиги, кто обеспечил надежный тыл и мощную поддержу всей стране в это суровое время.

Мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне, проводимые в колледже воспитывают у студентов чувство гордости за ту страну, которая достигла победы очень дорогой ценой, и чувство значимости Великой Победы над фашизмом. «Вечная слава героям, падшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!»

Важным фактором формирования патриотизма у студентов является историческое и обществоведческое образование. Содержание курсов истории и обществознания активно должно влиять на мотивы поведения студентов, на воспитание их нравственных качеств. История и обществознание – это те учебные предметы, как в школе, так и в среднепрофессиональных учебных заведениях, на которых успешно может решаться одна из важнейших государственных задач - «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» (ст. 2 закона РФ «Об образовании»).

Только любовь к своему Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к предкам, искренние переживания по поводу достижений и недостатков всех реформ, проводимых государством, может вызвать в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Военно-патриотическое воспитание студентов на уроках истории и обществознания в Новосибирском автотранспортном колледже




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*