Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПроанализировав научную литературу и определив сущностную характеристику понятия исследовательская компетенция (далее: ИК), под которой мы понимаем личностное умение, формирующееся в процессе исследовательской деятельности, направленное на самостоятельное познание неизвестного, решение проблемы и готовность использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач, нами была разработана модель формирования ИК у будущих учителей начальных классов в условиях перехода на новые ФГОС СПО. Формирование исследовательской компетенции у будущих учителей начальных классов следует считать инновационной в условиях модернизации образовательного процесса.
Исследовательская компетенция является составляющей в подготовке профессионала, другими словами является ключевой при формировании профессиональной компетентности.
Исследователи едины во мнении, что формирование исследовательской компетенции будущего педагога осуществляется в условиях системности и непрерывности образовательного процесса (Э.Н.Гусинский, М.К.Кларин, Г.П.Щедровицкий и т.п.), его ориентированности на индивидуальные потенции каждого студента, (Д.К.Дьяченко, Д.А.Данилов, З.С. Никитина и др.), технологичности (Н.В.Кузьмина, М.В.Кларин, Л.М. Митина и др.) и прогнозируемости результата обучения (Н.А. Аминов, Б.С.Гергеунский, В.А.Семиченко и др.)
Проблема развития и формирования исследовательской компетенции и компетентности рассматривалась в аспекте различных теоретических подходов (В.Д.Шадриков и др.) и в ряде диссертационных исследований: Талманова Т. М., рассматривала исследовательскую компетентность в системе непрерывного образования, Борисова З.Н. анализировала исследовательскую компетентность с точки зрения синергетического подхода, Губайдулин А.А. подверг анализу исследовательскую компетентность в условиях проектного обучения.
Мы убеждены, что владея исследовательскими знаниями, умениями и навыками, активно и независимо мысля, умея творчески решать различные задачи, будущий учитель сможет организовать процесс обучения на уровне, отвечающим требованиям современного общества. Особенно, на наш взгляд, это относится к подготовке будущий учителей начальных классов.
Готовность к исследовательской деятельности позволит в дальнейшей профессионально-педагогической работе на научном уровне решать профессионально-образовательные задачи.
Нами были изучены различные модели формирования исследовательской компетенции и комптентности.
Модель - это форма знаний об окружающем мире, информационный эквивалент конструируемого в определенных практических целях объекта. Актуальность создания модели формирования исследовательской компетенции у будущих учителей начальных классов обусловлена переходом среднего профессионального образования на новые ФГОС, сущность которых заключается в формировании общих и профессиональных компетенций. Данная модель встраивается в новую модель выпускника Киренского профессионально-педагогического колледжа, в которой отражены переосмысленные педагогическим коллективом социокультурный, культурный и государственный заказ на удовлетворение современных индивидуальных образовательных потребностей и в основе построения модели лежит понятие ключевые компетенции. Ранее нами было отмечено принадлежность исследовательской компетенции к ключевым компетенциям.
В связи с этим нашему коллективу следует создать в рамках образовательного пространства условия для формирования исследовательской компетенции. Как результат в ряду показателей сформированных ключевых компетенций, и в частности исследовательской мы рассматриваем ценностное отношение к выбранной профессии; стремление к самосовершенствованию, саморегулированию, саморазвитию, самореализации; наличие личностной и профессиональной рефлексии; способности с социальному взаимодействию и сотрудничеству; социальная мобильность; инициативность и любознательность; высокую работоспособность; самостоятельность в сфере познавательной еятельности.
Модель формирования исследовательской
компетенции у будущих учителей начальных классов выполняет ориентирующую и
координирующую роль и призвана отразить прогнозируемые нами свойства, качества
и способности будущих учителей начальных классов, лежащие в основе
исследовательской компетенции по отношению к себе как личности и субъекту
жизнидеятельности, к социуму и будущей профессии (модель)
Основу построения модели формирования исследовательской компетенции составили:
1. Компетентностный подход, основанный на ряде принципов:
- развитие учебно - профессиональной мотивации, направленности на саморазвитие и самосовершенствование (В.В. Бондарева, О.Е. Лебедев, Хуторской А.В);
- ориентации на самостоятельный выбор студентом в рамках профессии определенной области для более глубокого обучения;
- связь с реальным производством (решение конкретных заданий; исходя из нужд предприятий города);
- использование активных форм и методов обучения;
- активизация научно-исследовательской работы студентов.
2. Системно-деятельностный подход, основанный на ряде идей (А.Н. Выготский, В.В. Гальперин, Д.Б. Леонтьев, П.Я. Эльконин):
- идей системности;
- развитие возможно только через деятельность;
- нацеленность на результат;
- идея целостности, предполагающая взаимосвязь, взаимодействие и интеграцию всех компонентов образовательной системы колледжа.
3. Аксиологический подход (Е.В. Бондаревская, В.А. Сластёнин, В.С. Леднёв) (ключевыми положениями для нас являются):
- профессиональное образование обеспечено развивать ценностное сознание будущего специалиста. Ценностное сознание и самосознание закрепляются в ценностных ориентациях личности;
- опираясь на профессиональные ценностные ориентации, будущий специалист может выстроить модель своей деятельности, которая становится ориентиром в его саморазвитии и самосовершенствовании.
Исходя из сущности модели выпускника Киренского профессионально-педагогического колледжа, мы остановились на формировании исследовательской компетенции.
Проанализировав различные классификации ключевых компетенций, мы остановились на идеях И.А.Зимней и поэтому исследовательскую компетенцию мы можем отнести как к компетенциям, относящимся к человеку, как личности, как субъекту жизнедеятельности и к компетентностям, относящимся к деятельности человека.
Проанализировав модель выпускника Киренского профессионально-педагогического колледжа, мы выявили, что выпускника рассматривают с точки зрения разных компонентов: «Я профессионал», «Мир моего Я», «Я в мире людей». Следует отметить, что через все эти компоненты прослеживаются исследовательские знания, умения, навыки.
Этапы формирования исследовательской компетенции будущего учителя начальных классов
Данная модель формирования исследовательской компетенции у будущих специалистов начального звена реализуется в Киренском профессионально-педагогическом колледже в рамках общей профессиональной образовательной программы (далее: ОПОП), формируемой на основе ФГОС СПО нового поколения и государственного заказа. Формирование исследовательской компетенции, согласно составляющим модели и как было заявлено ранее, осуществляется поэтапно:
Этапы (подготовительный (1-й этап) – ориентирован на активизацию потребности исследовательской деятельности студентов, преодоление стартовой напряжённости); процессуально-деятельностный (преобразования) (2-й этап) – преобразования – характеризуется тем, что замысел приобретает для студентов актуально-поисковый характер самореализации (3-й этап) – ведение исследовательской работы в рамках аудиторной и внеурочной деятельности, происходит сборка частных решений проблемных групп, анализ методик диагностического характера, продолжается работа по теме самообразования (курсовая работа и выпускная квалификационная работа); выездные семинары участников исследования в другие учебные заведения с проведением семинаров и демонстраций выступлений по исследуемой проблеме и т.д.); аналитико-корректировочный (4-й этап) - (предмет рассмотрения и преобразования - собственная исследовательская деятельность, с точки зрения самого себя).
Изучив и проанализировав ФГОС СПО нового поколения, мы разработали паспорта компетенций, в которые входят компоненты и критерии сформированности исследовательской компетенции.
Алгоритм изучения сформированности исследовательской компетенции будущих учителей начальных классов можно представить следующим образом:
1. определение цели и задачи исследования;
2. подбор показателей и критериев для определения сформированности ИК;
3. выбор методов и методик изучения;
4. подготовка диагностического инструментария;
5. исследование испытуемых;
6. обработка и интерпретация полученных результатов;
7. анализ, оценка и обсуждение результатов исследования.
Цель исследования: определение эффективности разработанной модели формирования исследовательской компетенции у будущих специалистов начального звена во всех проявлениях в условиях целостного образовательного процесса в Киренском профессионально-педагогическом колледже.
В качестве задач диагностического исследования выступают следующие:
1. выявить уровень сформированности исследовательской компетенции студентов профессионально-педагогического колледжа (педагогическое отделение);
2. изучить динамику освоения студентами исследовательской компетенции на разных этапах обучения и в процессе реализации разработанной модели формирования данной компетенции;
3. выяснить степень влияния отдельных педагогических средств (учебный процесс, воспитательный процесс, профессиональная практика, внеурочная деятельность) на личность студента и процессе формирования исследовательской компетенции;
4. определить степень удовлетворенности студентов, педагогов, работодателей образовательным процессом в профессионально-педагогическом колледже и его результатами.
В соответствии с определенными нами задачами использовались следующие методы исследования:
1. сравнение, обобщение полученных данных;
2. анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы, анализ продуктов деятельности, решение ситуационных задач.
Для обработки и систематизации диагностических материалов были разработаны показатели и критерии сформированности исследовательской компетенции у будущих учителей начальных классов, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности разрабатываемой модели формирования у будущих специалистов начального звена исследовательской компетенции по отношению к самому себе как личности и субъекту жизнедеятельности, к социуму и к будущей профессии в условиях целостного педагогического процесса.
На основе изучения работ В.Байденко, В.Н. Борисовой, И.А. Зимней, Б.И. Рогова, М.В. Рыжакова, Г.Б. Скока, В.П. Соловьева, Г. Селевко, Л.М. Фридмана А.В. Хуторского и др. была определена следующая система показателей и критериев изучения сформированности исследовательской компетенции у студентов профессионально-педагогического колледжа, приведенная в таблице 1.
Далее возникает необходимость разработки содержательных и технологических аспектов формирования исследовательской компетенции у будущих специалистов начального звена и научно обоснованной системы педагогических и организационно-методических условий успешной реализации этого процесса.
Исходя из сущностной характеристики ИК, которую мы взяли за основу, мы вычленили некий набор, систему личностных качеств, которые выступают критериями сформированности исследовательской компетенции и обеспечивают её успешное решение профессиональных и жизненных проблем в стандартных и нестандартных ситуациях.
Нами были выделены следующие компоненты и критерии сформированности ИК.
1. Мотивационно-ценностный - отражает готовность к проявлению компетенции. Основные критерии - осознанность и мотивация к конкретному содержанию исследовательской деятельности (формируется специально организованные условия - учебные дискуссии, пропедевтические курсы, игровое обучение, модульное обучение) все это формирует у студента активную позицию исследователя. Ценностное отношение к выбранной профессии.
2. Когнитивный компонент(мировоззренческий) - формирует систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании студентов научной картины мира.
3. Содержательный - показывает владение содержанием компетенции, то есть сформированность личностных качеств, образующих интегративную характеристику личности. Критерии: готовность студентов к исследовательской деятельности;
4. Поведенческий компонент- отражает опыт проявления исследовательской компетенции в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях.
5. Отношенческий компонент - отношение к содержанию исследовательской компетенции. Основной критерий - степень сформированности рефлексивных умений. Рефлексия - это такая специфическая человеческая способность, которая позволяет сделать самого себя предметом рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования.
Таблица 1.
Цель, показатели, методы и методики изучения сформированности исследовательской компетенции у будущих учителей начальных классов
Этапы формирования ИК |
Цель |
Показатели |
Результаты (сформированность ОК и ПК по ФГОС СПО-3) |
Диагностический материал |
Формы, средства, методы и технологии формирования |
подготовительный |
Ориентирован на активизацию потребности исследовательской деятельности студентов, преодоление стартовой напряжённости |
Определение специфики и возможностей учебных предметов и внеучебной деятельности, профессиональной практики и системы воспитания студентов для формирования ИК у будущих учителей начальных классов; формирование у обучающихся ценностных ориентаций и мотивов по овладению исследовательской компетентно стью |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1); Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования (ПК 10); Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4); Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (ОК 5);
|
Карта наблюдения «Интеллектуальные умения и навыки»; Изучение стратегий преодоления жизненных и профессиональных проблем (Д. Амирхан); Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич); Опросник «Умеете ли, вы, работать с источниками»; |
Заполнение рефлексивных листов и карт; разработка и презентация индивидуальных проектов, докладов и др, приёмы работы с литературой (чтение, реферирование, конспектирование, тезирование, рецензирование, аннотирование, цитирование, составление плана и др.); технологии педагогических мастерских; технология портфолио, доклады и сообщения, ролевые игры. Учебные исследования и учебные проекты, рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных одногруппниками |
преобразование |
Замысел приобретает актуально-поисковый характер |
Целенаправленное формирование исследовательской компетенции у студентов; реализация исследовательской компетенции будущих специалистов в квазипрофесиональной (в аудиторных условиях), учебно-профессиональной (профессиональная практика) и профессиональной деятельности (начало самостоятельного труда) |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК 8); |
Опросник уровня самораскрытия (С. Джурард, в модификации Н.В. Амяга) |
Составление и защита различных видов проектов; учебно-исследовательская работа, предполагающая различные метода исследования; проблемно обучение; метод проб и ошибок; имитационно-деловые игры |
самореализация |
Анализ проведенных исследований; анализ методик; создание проблемных ситуаций |
Защита выпускной квалификационной работа; защита портфолио |
Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений, исследовательских работ (ПК 9); Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий (ОК 9) |
ü Решение учебно-профессиональных задач; ü Наблюдение за проявлением ИК в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (различных видах деятельности) Метод кейсов, исследовательские и практико-ориентированные проекты, практические работы поискового и исследовательского характера; написание выпускной квалификационной работы различного типа |
|
Аналитико-корректировочный |
предмет рассмотрения и преобразования - собственная исследовательская деятельность, с точки зрения самого себя |
Итоговый анализ и коррекция проявлений исследовательской компетенции в различных видах деятельности |
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2); |
Рефлексия возникает тогда, когда имеет место отклонение от образца, когда осознается неудовлетворенность собственной деятельностью или образцом. В этом случае рефлексия приводит к изменению схем деятельности и мысли, а результат рефлексии фиксируется через сравнение исходных схем деятельности и тех схем, которые возникли после процесса рефлексии.
Выявление сущности и структуры исследовательской компетенции у будущих учителей начальных классов дало нам возможность сконструировать модель её формирования у будущих специалистов начального звена в целостном педагогическом процессе
В основу организации модели мы определили следующие принципы:
- Самоценность и уникальность личности обучаемого;
- Соотношение технологии формирования ИК с этапами профессионального становления личности;
- Ориентация профессионального образования на индивидуальный исследовательский опыт студента;
- Интеграции
Данная модель формирования исследовательской компетенции у будущих специалистов начального образования включает в себя и систему критериев, позволяющих выявить уровни владения данным видом компетенции: подражательно-пассивный уровень (слабо выраженная психологическая готовность к самостоятельному познанию, самостоятельная исследовательская деятельность подражательна; активно-поисковый уровень характеризуется достаточной сформированностью у студентов исследовательской деятельности, сформирована необходимая система знаний и умений для осуществления интерпретирующей (эвристической) исследовательской деятельности, осознание логики исследовательских действий; интенсивно-творческий уровень характеризуется высокой степенью сформированности психологической готовности к исследовательской деятельности (ярко выражены мотивы и ценностные ориентации на самостоятельность деятельности), имеется и накапливается опыт самостоятельного творческого исследования (реферат – курсовая работа – выпускная квалификационная работа), наблюдается генерирование своих подходов, своей логики мыслей, своей стратегии решения задач, которое ведет к самосовершенствованию действий и деятельности в целом. Самостоятельная исследовательская деятельность студентов творческого типа. Продуктом данной деятельности можно считать выпускную квалификационную работу студента и портфолио достижений.
Критерии сформированности исследовательской компетенции соответствуют этапам формирования исследовательской компетенции у будущих учителей начальных классов.
Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что данная модель формирования исследовательской компетенции будет эффективной при системной работе коллектива профессионально-педагогического колледжа и мотивированности студентов к исследовательской деятельности.
Литература
1. Дюмина Т.Ю., Маньшин М.Е., Махонина А.А. Научно-исследовательская работа магистрантов как средство формирования их профессиональной компетенции /Тарасов Е. Ф. Проблема трансформации содержания общечеловеческих ценностей в современной русской культуре / Дюмина Т.Ю., Маньшин М.Е., Махонина А.А.//Проблемы современной дидактики: теория и практика: материалы второй Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Белгород, 23 октября, 2013 года); в 3 ч./отв. Редакторы Е.В. Посохина, И.Ф. Исаев, Н.М. Фатьянова. – Белгород: из-во ООО ГиК, 2013. –Ч.I. с. 234-237.
2. Компетентностный подход как способ достижения качества образования. Материалы для опытно-экспериментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. [Текст] – М., 2003. – 149 с.
3. Черникова А.Е., Степченкова Л.И. Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа в исследовательской деятельности: библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http//nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01 (дата обращения: 26.09.2013)
4. Федосова И.В., Косыгина В.А. Формирование ключевых компетентностей у будущих специалистов в условиях профессионального обучения: монография /Федосова И.В., Косыгина В.А. – Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «ВСГАО», 2010. – 172 стр.
5. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход [Текст] / В.Д. Шадриков //Высшее образование сегодня. – 2004. - №8. – с.27.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.