Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Технология проведения мастер-класса

07.02.2014 27283 1 53369
Сологубова Ольга Викторовна
Сологубова Ольга Викторовна, преподаватель

Курсавский региональный колледж Интеграл

Каждый человек меня в чем-то превосходит;

и в этом смысле мне есть чему у него поучиться.

Эмерсон Ральф.


В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:

- Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области.

- Руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области.

- Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать.

- Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Ближе всего для педагога два последних определения.


Мастерство трактуется Ожеговым как высокое искусство в какой-нибудь отрасли.

Разные педагоги в разное время по-разному пытались дать определение педагогическому мастерству. Так, например, А. Дистервег считал, что педагог – мастер, и только он имеет «Развитые познавательные способности, совершенные знания учебного материала, как со стороны содержания, так и формы, как его сущности, так и метода преподавания». А.С. Макаренко отмечал, что сущность педагогического мастерства проявляется в знаниях и умениях. В современной педагогической литературе в характеристику понятия включают следующие компоненты:

- психологическую и этико-педагогическую эрудицию;

- профессиональные способности;

- педагогическую технику;

- определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.


В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.


Фундамент (основу) педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие: личность педагога, знания и педагогический опыт. Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю трудовую жизнь является исследователем. Учитель - это ученик, навсегда вызванный к доске. Мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Первым же шагом к педагогическому мастерству является творчество. Несмотря на массовый характер педагогической профессии, подавляющее большинство учителей – творческие личности, идущие к мастерству. В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:

- мастерство организатора коллективной и индивидуальной   деятельности детей;

- мастерство убеждения;

- мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;

- мастерство владения педагогической техникой.

На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является такая современная форма методической работы как мастер-класс. Данное понятие широко используется во многих сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Зачастую в педагогическом сообществе под мастер-классом понимают открытый урок, мероприятие, презентацию достижений педагога, но это не совсем так.

 

В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс».


В первую очередь, Мастер–класс– это форма демонстрации новых возможностей педагогики развития.


Мастер–класс– это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы, как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером мы подразумеваем педагога, ведущего мастер-класс). 


Мастер–класс– это одно из эффективных средств передачи концептуальной идеи авторской педагогической системы. Учитель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п.


Мастер-класс– это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Мастер–класс– это особая форма учебного занятия, котораяоснована на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.  
Итак, обобщая представленные выше определения, можно выделить важнейшие особенности мастер-класса:

1) новый подход к процессу обучения;

2) форма работы в малых группах, позволяющая провести обмен мнениями;

3) создание условий для включения всех участников мастер-класса в активную деятельность;

4) постановка проблемной задачи и ее решение через проигрывание заданных ситуаций;

5) демонстрация приемов, раскрывающих творческий потенциал, как Мастера, так и участников мастер-класса;

6) сотрудничество, сотворчество, совместный поиск решения педагогической задачи.


Позиция автора мастер-класса - это, прежде всего, позиция консультанта и советчика, помогающего организовать учебную или воспитательную работу, осмыслить инновационные способы деятельности. Мастер-класс отличается от семинара тем, что во время мастер - класса ведущий специалист рассказывает и, что очень важно, показывает, как он применяет на практике новую технологию или метод и какова результативность его работы.


Цель проведения конкретного урока (занятия) определятся Мастером в зависимости от того, что он будет показывать.

     Варианты:

- Показ программы деятельности, элективного курса, факультатива и т.п.

- Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог

- Показ отдельных методов работы

- Показ инновационных моментов деятельности

      Формы:

- Лекция

- Практическое занятие

- Интегрированное (лекционно-практическое) занятие

Результатом «мастер-класса» является модель урока (занятия), которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

Проведение «мастер-класса» – это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.

При подготовке и проведении мастер-класса важно придерживаться алгоритма.

 

Алгоритм проведения «Мастер-класса»

 

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера:

- обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем;

- демонстрация результативности деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности используемой технологии;

- определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера;

- описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом.


2. Представление системы учебных занятий:

- рассказ педагога о проекте занятия;

- определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться автором мастер-класса;

- краткая характеристика результативности используемой технологии;

- вопросы педагогу по изложенному проекту.


3. Проведение урока (занятия) или имитационной игры:

- автор мастер-класса проводит учебное занятие со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися;

- слушатели играют одновременно две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.


4. Моделирование:

- самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии;

- автор мастер-класса исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею;

- обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями и автором мастер-класса.


5. Рефлексия:

- дискуссия по результатам совместной деятельности автора мастер-класса и слушателей;

- заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.


Модель проведения мастер - класса

Этапы работы

мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность

участников

Подготовительно-организационный:

 

Приветствие, вступительное слово мастера: комментарий темы мастер-класса (формулировка проблемы, причин ее появления); постановка цели и задач (обучающих, развивающих и воспитательных); характеристика педагогической технологии и методики (методик) ее применения.

Задают вопросы.

Основная часть.
Содержание  мастер-класса

Комментарий плана действий, включающего поэтапную реализацию темы. Методическое обоснование и демонстрация  приемов, методик, используемых в процессе мастер – класса. Демонстрация и комментарии автором мастер-класса своих “изюминок” (приемов).

Задают вопросы, вступают в диалог с автором мастер-класса, выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей.

 Рефлексия

 

Заключительное слово автора мастер-класса. Представление выполненных работ. Обмен мнениями.

Анализируют, подводят итоги.

 

Проводя мастер-класс, педагог никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих. Все задания педагога и его действия направлены на то, чтобы создать атмосферу доброжелательности, творчества. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью.

Автор мастер-класса работает вместе со всеми, он равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности.


Автор мастер-класса исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но афишированием выполненных работ подводит каждого к самооценке и самокоррекции.

Во взаимоотношениях с коллегами автор мастер-класса должен применять определённый стиль общения, обратив внимание на:.

- культуру речи и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);

- мимику, жест, управление эмоциями;

- пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведением участников);

- умение сосредоточиться на предмете разговора;

- педагогическую импровизацию, умение управлять незапланированными ситуациями;

- психологическую зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»;

- коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;

- чувство времени.

 

Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса

 

Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса следует придерживаться следующих критериев:

Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представления, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.

Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов работы, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения, способность автора мастер-класса не только к методическому, но и к научному обобщению собственного опыта.

Мотивированность. Наличие на занятии приемов и условий мотивации, включения каждого в активное творчество по созданию нового продукта деятельности.

Оптимальность. Достаточность используемых на занятии средств, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).

Эффективность. Результативность деятельности каждого участника мастер-класса. Умение анализировать результаты своей деятельности.

Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации (определение противоречий и пути их разрешения),  приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии.

Артистичность. Возвышенный стиль, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к популяризации своего опыта

Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Использование данных методических рекомендаций позволит обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-класса.

 

И закончить наш мастер-класс позвольте стихотворением В.Троицкого:


Я люблю даже вас, слабыши и лентяи,

Хоть не мало, признаюсь, от вас перенес,

Даже вас, шалуны, даже самых отчаянных,

Доводящих до скрытых мучений и слез.


Вы сейчас не поймете, как ночью бессонной,

Не успев отдохнуть за отведенный срок,

Я сижу над тетрадью, усталый, влюбленный

В ваш грядущий и вам неизвестный урок...


Все уроки, как люди, похожи и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон,

Ведь бывают уроки, как радостный праздник,

А бывают они, как мучительный сон.

 

Но когда расцветут ваши милые лица

И живым любопытством глаза озарит,

И в десятках голов моя мысль шевелится,

И в десятках сердец мое сердце звучит.

 

Литература:

1. Пахомова ЕМ. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. - 2005. - №2

2. Пахомова ЕМ., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. - М. : АПКиППРО, 2006. -168 с.

3. Селевко ПК. Альтернативные педагогические технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с.

4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.




Назад к списку

Комментарии
Спасибо. Полезно. Творческих успехов!
Елена
педагог,
Иркутск

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*