Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСовременное общество и каноны современного образования диктуют высокие требования к личности студента, которые в период первого курса активно формируются. Студент – первокурсник среднего профессионального образования достаточно активно должен войти в данную роль. Ведь от протекания процесса адаптации будет зависеть не только становление студента как личности, но и как успешного специалиста своего профиля. С первых шагов еще недавние школьники вынуждены приспосабливаться к необычным для себя условиям и новой роли студента [2].
Проблема адаптации студентов – первокурсников, занимает значительное место в психолого-педагогических дисциплинах, побуждающая и по сей день многие дискуссии: «Почему подросток не хочет учиться?», «Как выстраивать педагогический процесс?», «Как подготовить школьника к будущей роли студента?» и многие другие значимые вопросы, которые сейчас актуальны. На сегодняшний момент достаточно интересный опыт прохождения адаптации у студентов первокурсников, в связи с очно-дистанционной формой организации образовательного процесса.
При изучении психолого-педагогической литературы, посвящённой адаптации студентов первого курса в системе среднего профессионального образования, мы столкнулись с наличием достаточного количества материала, освещающего данную тематику. В настоящее время накоплено большое количество данных, свидетельствующих о деструктивном воздействии различных факторов на деятельность и функциональное состояние подростков в следствие различий установок и возможностями студента первокурсника [5].
Понятие «адаптация» было применено в 1865 г. немецким физиологом Г. Аубертом для обозначения изменения чувствительности при длительном воздействии для обозначения изменения чувствительности при длительном воздействии адекватного раздражителя [6].
Существует множество определений феномена адаптации. В обобщенном виде адаптация понимается как приспособление, необходимое для адекватного существования в изменяющихся условиях, а также как процесс включения индивида в новую социальную среду, освоение им специфики новых условий [1]. Если мы говорим об адаптации студента-первокурсника, то мы в первую очередь должны иметь в виду социальную адаптацию. «Социальная адаптация - это процесс и одновременно результат внутренней и внешней гармонизации личности со средой, процесс активного приспособления личности, управляющей потребностями человека и требованиями среды. Показателями адаптации человека являются его сбалансированные взаимоотношения с окружающими людьми, успешность в деятельности, гармоничность в поведении [4].
Адаптация студента – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном пространстве. Степень социальной адаптации первокурсника в образовательной организации СПО определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и другие аспекты. Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация студентов нового набора к жизни и учебе является залогом дальнейшего развития каждого студента, как человека, так и будущего специалиста [4].
В условиях ТИЖТа (филиала ОмГУПСа) г. Тайги, специально планируется система мероприятий, способствующая успешной адаптации первокурсников. К числу наиболее важных мероприятий относятся работа по формированию и комплектованию групп, чтение курса «Основы профессиональной деятельности», индивидуальная и групповая работа преподавателей в группах, организация для студентов индивидуальных консультаций на базе психологической поддержки, а также индивидуальная помощь со стороны классного руководства и работников института. В связи с сегодняшними реалиями жизни в условии пандемии все организационные воспитательные мероприятия на начало года запрещены. Тем самым мы можем говорить об отсутствие возможности полноценного сплочения коллектива, а также эффективном вхождении студента – первокурсника в успешную жизнь студенчества.
Огромная роль в адаптации студента в институте отводится классному руководителю. Ведь подросток впервые в жизни примеряет на себя роль студента, который должен обладать сформированными навыками и компетенциями, такими как самостоятельность, умение выстраивать учебные задачи, взаимоотношения с преподавателями, навыки самообслуживания и многими другими. Классный руководитель, как никто другой является наставником в формировании нового образа жизни. Роль классного руководителя у студента-первокурсника являются ведущей, так как он оказывает помощь первокурсникам в трудных ситуациях с первых дней пребывания, координируя и организуя их деятельность и перемещение в стенах образовательной организации СПО [3].
Взаимодействие с группой предполагает и работу самих студентов над умением объединяться и согласовывать свои действия. Задача студенческой группы – не поиск усредненного варианта включения в новые виды общения и деятельности, а создание условий для общего оптимального взаимодействия и продуктивного контакта. При такой задаче классным руководителям требуется лишь содействовать естественному процессу развития группы, от которой в большей степени зависит успешность адаптации первокурсников [1].
При поступлении в образовательную организацию СПО у всех абитуриентов есть определенные установки и стереотипы, которые в процессе обучения трансформируются. Новый коллектив, преподаватели, требования, правила, проживание в общежитии с посторонними людьми, неумение пользоваться личным временем и денежными средствами приводит к возникновению проблем в обучении, общении со сверстниками, преподавателями. Проходит достаточно много времени для того, чтобы подросток смог приспособиться к новым условиям.
При изучении специальной психолого-педагогической литературы, мы выделили два вида социальной адаптации студентов-первокурсников:
При адаптации студента-первокурсника ученые выделяют следующие стадии:
Таким образом, адаптация происходит на протяжении всего периода обучения студента, но самым главным фундаментов в формировании позиции студента, является обучение на первом курсе. Поэтому крайне важно создать оптимальные условия для успешной адаптации студентов.
Анализ адаптационных процессов студентов-первокурсников Тайгинского института железнодорожного транспорта (филиала ОмГУПСа)
В Тайгинском институте железнодорожного транспорта в период с 25.10.20 – 10.11.2020 г. студенты первого курса проходили опрос на исследование трудностей в адаптации студентов к условиям обучения и проживания в общежитии. За указанный период в опросе приняло участие 298 респондентов. Данный опрос проходил в режиме дистанционного обучения, в период, когда обучающиеся находились дома. Использовали платформу сетевого программного комплекса «Управление учебным процессом» через систему тестирования. Нами была разработана анкета «Адаптация первокурсников», в которую вошли вопросы по выявлению уровня удовлетворённости подростка системой обучения и условий проживания в общежитии, степенью удовлетворенности выбором профессии, взаимоотношениями в коллективе. Так, на первый вопрос «Нравится ли учиться в ТИЖТе?» 85% студентов-первокурсников дали утвердительный ответ: они удовлетворены своим выбором, не разочаровались в выборе профессии. Лишь 2% обучающихся отметили, что им не нравится обучаться в институте. 13% студентов не определились со своим целостным восприятием, тем самым испытывая сомнения.
Для выявления эмоционального состояния у обучающихся нами был предложен следующий вопрос «С каким чувством вы идете в ТИЖТ?». С радостью посещают учебное учреждение 25% студентов, с равнодушием - 13% студентов, с неохотой – 2% опрошенных, по-разному 60% студентов. Как видно, из получившихся результатов 60 % опрошенных достаточно серьезно отнеслись к своему эмоциональному состоянию во время учебы. Ведь не всегда у нас преобладает эмоционально приподнятое настроение, на которое влияют многие факторы: самочувствие, взаимоотношение со сверстниками, педагогами, наличие усталости в конце учебного дня. Те подростки, которые отметили равнодушие и чувство неохоты испытывают эмоциональные трудности при нахождении в техникуме.
На вопрос «Какие отношения сложились в группе с большинством одногруппников?» у 87 % опрошенных сложились доброжелательные отношения. 12 % подростков дистанцируются от коллектива, отмечают нейтральные отношения, 1% обучающихся не общаются со сверстниками и имеют явные коммуникативные проблемы. Таким образом, 13% обучающихся имеют трудности в коммуникации со сверстниками.
Для анализа личностного и эмоционального комфорта обучающихся нами был предложен вопрос «Вам комфортно находиться в Вашей группе?», где могли мы зафиксировать уровень комфорта подростка в сложившейся группе. Анализ результатов выявил, что 92% опрошенных испытывают комфорт, лишь 7 % опрошенных не всегда комфортно, и только 1% опрошенных фиксирует дискомфорт. Тем самым, мы фиксируем, что 8% студентов испытывают проблемы нахождения в группе.
Нами было проанализировано психологическое состояние после занятий. Так на вопрос «Как Вы можете охарактеризовать своё состояние после занятий?» В конце рабочего дня, любой человек должен испытывать определенный прилив сил, испытывать определенную радость, в связи с тем, что скоро будет дома. В опросе лишь 60% студентов испытывают радость и довольство (стабильный психоэмоциональный компонент) в конце учебного дня. Спокойствие и печаль испытывают 32% подростков: весьма характерна некая озабоченность учебным процессом. Нервозность и тревожность отмечают 8% студентов. Как видно из предыдущего вопроса, те же 8% испытывают некий эмоциональный дискомфорт.
На вопрос «Справляетесь ли Вы со всеми учебными заданиями в заданный срок?», получили следующие результаты. Полностью с учебными заданиями (домашними и классными) справляются 40% студентов, тем самым испытывают большую склонность к учебной деятельности; 30 % обучающихся отметили, что справляются, но с трудом. 24% подростков испытывают трудности с выполнением заданий, а 6 % не успеваю в заданный срок. Тем самым, здесь первокурсники отмечают проблемы с успеваемостью, на которую влияет несформированность учебной мотивации, умении грамотно выстраивать режим дня и многое другое. Из данного вопроса, вытекает следующий вопрос «Какие проблемы возникли во время учебы?». На данный вопрос 66% студентов, отметили что у них нет никаких проблем. Остальные студенты-первокурсники фиксирует следующие трудности: нехватка времени, проблемы с выполнением домашнего задания, требования преподавателей, требования чрезмерной дисциплины, недопонимание со стороны педагогов, выполнение классной работы, большой объем информации и многое другое.
В связи с тем, что основная доля студентов-первокурсников проживает в общежитии, мы не могли не рассмотреть данное направление. На вопрос «С какими трудностями Вы столкнулись в общежитии?» 96% студентов отметили, что у них нет проблем с проживанием в общежитии. Они имеют достаточно сформированный процесс самообслуживания, либо у них низкий порог личностных притязаний. Остальные 4% респондентов, ответили следующие трудности: нет взаимопонимания со сверстниками, сложности с самообслуживанием, технические проблемы, недостаток личного пространства.
Данные результаты опроса, помогли выявить подростков с трудностями коммуникации, личностного самоопределения, проблемами личностной самоидентификации, а также студентов с низкой учебной мотивацией. В дальнейшем нами будет разработана программа на формирование личностной самоидентификации у студентов, показавших сложности в адаптации.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Адаптация студентов первокурсников на базе ТИЖТа (филиала ОмГУПСа)
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.