Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование технологии малых групп в преподавании дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"

25.12.2020 397 629
Кокоев Измаил Геннадьевич
Кокоев Измаил Геннадьевич, преподаватель

Ейский медицинский колледж

Современные образовательные стандарты среднего профессионального образования направлены на практико-ориентированное обучение. Одной из активных педагогических технологий, позволяющих добиться наилучших результатов в обучении студентов, является технология малых групп. Практически каждый преподаватель использует эту технологию на своих занятиях.

Обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Идея относится к 20-м годам ХХ столетия

Но разработки различных технологий обучения в малых группах начались лишь в 1970–е годы, причем, одновременно как в США и Израиле, так и в СССР. [1, с.12]

Применительно к групповой форме учебной работы под малой группой понимается часть одного ученического коллектива, организованная на некоторое ограниченное время (от части урока до нескольких блоков уроков) для осуществления какой-либо совместной учебной деятельности.

Использование данной технологии в колледже позволяет осваивать общие компетенции:

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

При организации групповой работы роль преподавателя заключается в выполнении следующих функций:

  1. Консультант
  2. Контролер
  3. Помощник
  4. Наблюдатель (в том числе с позиции организации педагогической диагностики)
  5. Создатель мотивации

Каким должен быть численный состав группы?

Теория управления говорит о том, что максимальное количество информации, без искажений, получают группы, в которых число обучаемых не превышает семи. С увеличением числа обучаемых, увеличивается степень искажения информации.

Исследования психологов показывают, что члены групп по 4 человека проявляют большую склонность выражаться свободно и не стесняясь высказывают свое мнение. С возрастанием численного состава группы снижается ее продуктивность, уменьшается число активно работающих учащихся, не все имеют возможность высказать свое мнение. В большой группе слабый ученик может остаться в тени, не быть активным, в слишком малой группе (2–3 человека) разница в уровне успеваемости проявляется особенно ярко и может нарушить комфортный микроклимат в группе. В группах с четным числом учащихся чаще возникают конфликтные ситуации, в них труднее достигнуть согласия. Это объясняется возможностью распада такой группы на две равные подгруппы с противоположными точками зрения.

Таким образом, при изучении теоретических вопросов, наиболее предпочтительной является группа из 5 человек, так как в группе из 3 участников не хватает мнений для продуктивного обсуждения, в группах из 4 и 6 человек может произойти раскол, в группе из 7 человек не хватает возможностей для высказывания своей точки зрения. Конечно, в зависимости от характера и содержания задания это число может изменяться. [2, с.56]

На практических занятиях по дисциплине Безопасность жизнедеятельности так и происходит при изучении Уставов и решении ситуационных задач. Подгруппа (12-13 человек) делится на 2-3 малые группы. По истечении отведенного времени группы отчитываются о принятом решении.

Один представитель группы по выбору преподавателя (куратора) дает полный ответ с обоснованием решения.

Представители других групп могут давать дополнения, уточнения, оценку полноте и точности ответа.

При проведении занятий по обучению навыкам стрельбы, по изучению средств индивидуальной защиты, более эффективной является работа «переменных пар», когда каждый студент одной из двух малых групп выступает сначала в качестве «обучаемого», а после - «инструктора».

При проведении занятий по разборке и сборке автомата происходит более жесткое деление на пары, в которых студенты постоянно чередуют роли: «обучаемый» – «инструктор».

Таким образом, реализуется педагогический принцип «Учится тот, кто учит». И оценка, на этой стадии обучения, складывается из оценки студента и как «обучаемого», и как «инструктора».

При решении проблемы оснащения учебного процесса необходимым оборудованием, можно рассчитывать не только на усвоение знаний, но и освоение умений студентами на хорошем уровне.

Работая в небольших группах, студенты отвечают за успехи каждого, учатся помогать друг другу. Групповая организация деятельности важна для создания атмосферы коллективного труда, когда можно использовать богатые резервы каждой группы – в виде оперативной помощи сильных студентов более слабым.

По мнению ученых, коллективная учебная деятельность в группе рождает так называемый групповой эффект – прибавку к возможностям каждого, т.е. обеспечивает каждому обучаемому возможность развития его задатков. [3, с.215.]

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Использование технологии малых групп в преподавании дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*