Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Самореализация для молодежи – это безболезненный поиск себя, даже если это происходит методом проб и ошибок, проявление своих талантов, возможностей. Сделать этот процесс как можно менее болезненным возможно с помощью культурно-досуговых учреждений. От умения направлять свою деятельность в часы досуга на реализацию своей жизненной программы, достижение общезначимых целей, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность своим свободным временем.
Молодёжь в широком смысле – обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков, и связанных с ними социально-психологических характеристик, и основных видов деятельности. В более узком (социологическом) смысле молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей [1, с. 303]. Большую роль в этом играет досуг молодёжи. Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда [2]. Досуг всегда рассматривается как реализация интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, общением, оздоровлением, самореализацией и т.п. В этом состоит социальная значимость досуга. При выборе и организации тех или иных занятий, форм досуговой деятельности необходимо учитывать их воспитательное значение, чётко представлять, какие качества личности они помогут сформировать или закрепить в человеке. Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодёжь его добровольностью и нерегламентированностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в нём физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую.
Таким образом, для значительной части молодых людей учреждения досуга считаются основными сферами социально-культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодого поколения.
Далее мы рассмотрим классификацию развлекательных форм культурно-досуговой деятельности молодёжи. Разновидности досуговой деятельности и занятий молодёжи в свободное время очень многообразны по содержанию, различны по формам проведения и организации, типологическим свойствам. Все многообразие форм общения молодёжи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать согласно следующим главным признакам:
-по содержанию (познавательные, развлекательные);
-по времени (кратковременные, периодические, систематические);
-по характеру (пассивные, активные);
-по направленности контактов (непосредственные и опосредованные) [3].
Кроме того, необходимо установить типы и виды досуга в зависимости от разного содержания. Назовём виды досуга, базирующиеся в разной содержательной направленности:
-культурно-художественный тип (обращение к произведениям искусства, знакомство с историческими памятниками и др.);
-образовательно-развивающий тип (учеба в свободное от работы время, участие в работе кружков, посещение просветительских мероприятий и др.);
-природно-рекреационный тип (пребывание на природе, общение с домашними животными и наблюдение за дикими животными);
-санаторно-оздоровительный и туристский тип (путешествия, отдых на курорте и др.);
-спортивно-зрелищный тип (непосредственные занятия спортом и наблюдение за спортивными соревнованиями);
-самодеятельно-любительский тип (хобби, самодеятельное занятие художественным творчеством);
-зрелищно-развлекательный тип [4, с. 105].
Таким образом, досуг является структурным компонентом повседневной жизнедеятельности. Структура досуга молодёжной аудитории представляется типами времяпрепровождения, которые заполняют сферу досуговой жизнедеятельности. Они выбираются личностью по собственному усмотрению и весьма разнообразны. Классифицировать досуг также можно по содержанию, по количеству участников, досуг различных общественных слоев, по сложности характера и строения, по месту проведения, досуг, связанный с призывом к аудиовизуальным и глобальным средствам связи.
Далее мы проанализируем опыт использования развлекательных форм культурно-досуговой деятельности с молодёжной аудиторией в МКУК «Немский РДК Васильевский СК» Кировской области.
Клубы и Дома культуры на селе начали организовываться в 40- х годах ХХ века. До этого времени были открыты избы-читальни, куда могли собираться жители для чтения и прослушивания книг. В 20-х, 30-х годах энтузиасты комсомольского движения приобщали к культуре широкие слои населения. Клуб, как сельский центр культуры, призван был сплотить молодёжь всей округи. Трудились тут, как правило, активные, целеустремлённые люди [5, с. 20]. МКУК «Немский РДК Васильевский СК» Кировской области осуществляет свою деятельность в следующих направлениях: информационно-просветительная деятельность, краеведческая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, художественно-творческая деятельность, культурно-досуговая деятельность, развлекательная деятельность. Следует отметить, что для определенного состава молодежного коллектива досуг и различные формы его проявления являются основными сферами внутри личностной самореализации, способом активного проведения свободного времени. Необходимо в данном случае постоянно проводить мониторинг блока потребностей и предпочтений молодого поколения, делать своевременный анализ сильных слабых сторон, возможностей и угроз при появлении новых форм развлечений. В связи с этим, мы провели анкетирование молодёжной аудитории села Васильевского Кировской области. На вопрос «Посещаете ли вы Дом культуры» все респонденты ответили положительно. По данным опроса молодёжная аудитория посещает данное клубное учреждение в качестве зрителя. Её привлекает разнообразие форм и оригинальность идеи в проведении мероприятий. На вопрос «Нравится ли вам организуемая деятельность» мнения разделились: 60% – деятельность досугового учреждения полностью удовлетворяет, 40% – деятельность клуба нуждается в срочной трансформации. В клубе наиболее распространена концертная форма деятельности. На наш взгляд данному виду учреждения в своей работе не хватает заинтересованности в удовлетворении досуговых интересов молодёжи. В Доме культуры приоритет отдаётся детям и пожилым людям, а молодёжный досуг касается лишь поверхностно. Мы предлагаем включить в работу кружки по интересам для молодёжи, например, кулинарный для девушек и технический для юношей. В концертной деятельности мы предлагаем задействовать не только День молодёжи, но и День студента, ведь в селе их достаточно много. Провести перепись молодежи и выявить наиболее распространенные среди них профессии, и на основе этого организовывать профессиональные праздники. В современном мире не секрет, что молодежь достаточно большое количество своего времени проводит в социальных сетях и Интернете. С одной стороны, это достаточно серьёзная проблема и нужно стремиться к тому, чтобы как можно меньше людей было погружено в это. С другой стороны, это еще одна возможность культурно обогатить молодежную аудиторию. На базе МКУК «Немский РДК Васильевский СК» Кировской области можно организовать виртуальные творческие конкурсы с последующим голосованием жителей села, интеллектуальные викторины, связанные с памятными датами поселения, тематические челленджи с дальнейшим выявлением победителей. Кроме того, весьма востребованными остаются и традиционные формы досуга – это дискотеки и конкурсные программы.
Таким образом, данное исследование может помочь руководителям МКУК «Немский РДК Васильевский СК» сделать досуг настолько интересным и более разнообразным, что его проведением будут удовлетворены все оппоненты. Кроме того, это даст возможность заинтересовать молодёжь соседних поселений принимать активное участие в мероприятиях МКУК «Немский РДК Васильевский СК».
Список использованных источников
1. Аберкромби Н. Социологический словарь [Текст] / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер. – М: Экономика, 2004.- 624 с.
2. Батнасунов А.С. Досуг как сфера жизнедеятельности современной российской молодежи [Электронный ресурс] / А.С. Батнасунов. //URL: ttp://www.dissercat.com/content/dosug-kak-sfera-zhiz (дата обращения:14. 03.18).
3. Головина Г.В. Культура досуга и культурное формирование личности [Электронный ресурс] / Г.В. Головина. //URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-dosuga-i-kulturnoe-formirovanie-lichnosti (дата обращения: 26.06.18)
4. Зазерской Е.Я. Организация и методика клубной работы: учебное пособие [Текст] / Е.Я. Зазерской, А.Г. Соломоник .– М., 1975. – 333 с.
5. Перевозчикова Н.П. Нема. Земля и люди [Текст] / Н.П. Перевозчиков.– Киров, 1997. – 80 с.
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.