Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности технологии подготовки и проведения развлекательных форм культурно-досуговой деятельности с молодёжной аудиторией

30.01.2019 7975 22856
Наговицына Марина Петровна
Наговицына Марина Петровна, преподаватель

Лялина Ксения Александровна
Лялина Ксения Александровна, студент

Вятский колледж культуры

В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Самореализация для молодежи – это безболезненный поиск себя, даже если это происходит методом проб и ошибок, проявление своих талантов, возможностей. Сделать этот процесс как можно менее болезненным возможно с помощью культурно-досуговых учреждений. От умения направлять свою деятельность в часы досуга на реализацию своей жизненной программы, достижение общезначимых целей, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

Молодёжь в широком смысле – обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков, и связанных с ними социально-психологических характеристик, и основных видов деятельности. В более узком (социологическом) смысле молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей [1, с. 303]. Большую роль в этом играет досуг молодёжи. Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда [2]. Досуг всегда рассматривается как реализация интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, общением, оздоровлением, самореализацией и т.п. В этом состоит социальная значимость досуга. При выборе и организации тех или иных занятий, форм досуговой деятельности необходимо учитывать их воспитательное значение, чётко представлять, какие качества личности они помогут сформировать или закрепить в человеке. Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодёжь его добровольностью и нерегламентированностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в нём физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую.

Таким образом, для значительной части молодых людей учреждения досуга считаются основными сферами социально-культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодого поколения.

Далее мы рассмотрим классификацию развлекательных форм культурно-досуговой деятельности молодёжи. Разновидности досуговой деятельности и занятий молодёжи в свободное время очень многообразны по содержанию, различны по формам проведения и организации, типологическим свойствам. Все многообразие форм общения молодёжи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать согласно следующим главным признакам:

-по содержанию (познавательные, развлекательные);

-по времени (кратковременные, периодические, систематические);

-по характеру (пассивные, активные);

-по направленности контактов (непосредственные и опосредованные) [3].

Кроме того, необходимо установить типы и виды досуга в зависимости от разного содержания. Назовём виды досуга, базирующиеся в разной содержательной направленности:

-культурно-художественный тип (обращение к произведениям искусства, знакомство с историческими памятниками и др.);

-образовательно-развивающий тип (учеба в свободное от работы время, участие в работе кружков, посещение просветительских мероприятий и др.);

-природно-рекреационный тип (пребывание на природе, общение с домашними животными и наблюдение за дикими животными);

-санаторно-оздоровительный и туристский тип (путешествия, отдых на курорте и др.);

-спортивно-зрелищный тип (непосредственные занятия спортом и наблюдение за спортивными соревнованиями);

-самодеятельно-любительский тип (хобби, самодеятельное занятие художественным творчеством);

-зрелищно-развлекательный тип [4, с. 105].

Таким образом, досуг является структурным компонентом повседневной жизнедеятельности. Структура досуга молодёжной аудитории представляется типами времяпрепровождения, которые заполняют сферу досуговой жизнедеятельности. Они выбираются личностью по собственному усмотрению и весьма разнообразны. Классифицировать досуг также можно по содержанию, по количеству участников, досуг различных общественных слоев, по сложности характера и строения, по месту проведения, досуг, связанный с призывом к аудиовизуальным и глобальным средствам связи.

Далее мы проанализируем опыт использования развлекательных форм культурно-досуговой деятельности с молодёжной аудиторией в МКУК «Немский РДК Васильевский СК» Кировской области.

Клубы и Дома культуры на селе начали организовываться в 40- х годах ХХ века. До этого времени были открыты избы-читальни, куда могли собираться жители для чтения и прослушивания книг. В 20-х, 30-х годах энтузиасты комсомольского движения приобщали к культуре широкие слои населения. Клуб, как сельский центр культуры, призван был сплотить молодёжь всей округи. Трудились тут, как правило, активные, целеустремлённые люди [5, с. 20]. МКУК «Немский РДК Васильевский СК» Кировской области осуществляет свою деятельность в следующих направлениях: информационно-просветительная деятельность, краеведческая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, художественно-творческая деятельность, культурно-досуговая деятельность, развлекательная деятельность. Следует отметить, что для определенного состава молодежного коллектива досуг и различные формы его проявления являются основными сферами внутри личностной самореализации, способом активного проведения свободного времени. Необходимо в данном случае постоянно проводить мониторинг блока потребностей и предпочтений молодого поколения, делать своевременный анализ сильных слабых сторон, возможностей и угроз при появлении новых форм развлечений. В связи с этим, мы провели анкетирование молодёжной аудитории села Васильевского Кировской области. На вопрос «Посещаете ли вы Дом культуры» все респонденты ответили положительно. По данным опроса молодёжная аудитория посещает данное клубное учреждение в качестве зрителя. Её привлекает разнообразие форм и оригинальность идеи в проведении мероприятий. На вопрос «Нравится ли вам организуемая деятельность» мнения разделились: 60% – деятельность досугового учреждения полностью удовлетворяет, 40% – деятельность клуба нуждается в срочной трансформации. В клубе наиболее распространена концертная форма деятельности. На наш взгляд данному виду учреждения в своей работе не хватает заинтересованности в удовлетворении досуговых интересов молодёжи. В Доме культуры приоритет отдаётся детям и пожилым людям, а молодёжный досуг касается лишь поверхностно. Мы предлагаем включить в работу кружки по интересам для молодёжи, например, кулинарный для девушек и технический для юношей. В концертной деятельности мы предлагаем задействовать не только День молодёжи, но и День студента, ведь в селе их достаточно много. Провести перепись молодежи и выявить наиболее распространенные среди них профессии, и на основе этого организовывать профессиональные праздники. В современном мире не секрет, что молодежь достаточно большое количество своего времени проводит в социальных сетях и Интернете. С одной стороны, это достаточно серьёзная проблема и нужно стремиться к тому, чтобы как можно меньше людей было погружено в это. С другой стороны, это еще одна возможность культурно обогатить молодежную аудиторию. На базе МКУК «Немский РДК Васильевский СК» Кировской области можно организовать виртуальные творческие конкурсы с последующим голосованием жителей села, интеллектуальные викторины, связанные с памятными датами поселения, тематические челленджи с дальнейшим выявлением победителей. Кроме того, весьма востребованными остаются и традиционные формы досуга – это дискотеки и конкурсные программы.

Таким образом, данное исследование может помочь руководителям МКУК «Немский РДК Васильевский СК» сделать досуг настолько интересным и более разнообразным, что его проведением будут удовлетворены все оппоненты. Кроме того, это даст возможность заинтересовать молодёжь соседних поселений принимать активное участие в мероприятиях МКУК «Немский РДК Васильевский СК».

 

Список использованных источников

1. Аберкромби Н. Социологический словарь [Текст] / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер. – М: Экономика, 2004.- 624 с.

2. Батнасунов А.С. Досуг как сфера жизнедеятельности современной российской молодежи [Электронный ресурс] / А.С. Батнасунов. //URL: ttp://www.dissercat.com/content/dosug-kak-sfera-zhiz (дата обращения:14. 03.18).

3. Головина Г.В. Культура досуга и культурное формирование личности [Электронный ресурс] / Г.В. Головина. //URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-dosuga-i-kulturnoe-formirovanie-lichnosti (дата обращения: 26.06.18)

4. Зазерской Е.Я. Организация и методика клубной работы: учебное пособие [Текст] / Е.Я. Зазерской, А.Г. Соломоник .– М., 1975. – 333 с.

5. Перевозчикова Н.П. Нема. Земля и люди [Текст] / Н.П. Перевозчиков.– Киров, 1997. – 80 с.

 

Оригинал работы:

Особенности технологии подготовки и проведения развлекательных форм культурно-досуговой деятельности с молодёжной аудиторией




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*