Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПроникновение информационно-коммуникационных технологий в нашу жизнь привело к тому, что обучающиеся приходят на урок информатики с уже сформированной мотивацией к изучению предмета.
Но вместе с тем, возникает ряд проблем:
Для решения этих проблем необходимо найти способы расширения знаний и умений обучающихся, повышения эффективности урока и результативности процесса обучения. Одним из таких способов является повышение познавательных интересов обучающихся.
Современная школа должна не только сформировать у обучающихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся. В решении данной задачи важная роль отводится новым информационным технологиям, внедряемым в учебный процесс, начиная с его самых ранних этапов. Поэтому уроки информатики вносят наиболее весомый вклад в развитие познавательной деятельности студентов.
Таким образом, для развития познавательной деятельности обучающихся необходимо ориентировать на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации.
Предметом познавательного интереса для обучающихся являются новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к учению.
Но далеко не все в учебном материале может представлять для студентов какой-либо интерес. Поэтому необходимо уделять внимание процессу деятельности обучающихся, т.е. требуется таким образом организовывать учебную деятельность, чтобы сам процесс учения был увлекательным.
В обучении информатики на уроках и внеурочно необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую студенту как можно более полно раскрыть свои способности. Для этого на уроках необходимо использовать элементы развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания, применять проектный метод, привлекать студентов к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Сочетание нескольких технологий, применяемых преподавателем на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов в обучении существенно повышает уровень знаний по информатике, творческую и познавательную активность студентов.
В процессе реализации развития познавательной деятельности решаются следующие задачи:
Современные подходы к организации учебного процесса предполагают не только и не столько механическую передачу знаний от педагога к обучающимся, сколько формирование ситуации, в которой обучающиеся самостоятельно добывают знания и учатся применять их на практике. Другими словами, необходимо «научить учиться».
Все это привело меня к поиску новых форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, к разработке и апробации дидактической системы, которая способствовала бы развитию познавательной активности учащихся при изучении информатики, а также развивала бы у учащихся интегративные умения и навыки.
В основу моей деятельности легла работа А. С. Границкой «Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе».
В своей работе использую следующие принципы адаптивной системы обучения:
В начале обучения я провожу анкетирование и тестирование с целью определения уровня подготовленности обучающихся. В результате структурирования учебного материала по каждой теме разрабатывается сетевой план, отражающий комплекс заданий, который необходимо выполнить обучающимся. Осуществляется постановка целей и задач темы, определение технологии выполнения заданий. В свою очередь обучающиеся свободны в выборе уровня сложности заданий. Объем и трудности заданий увеличиваются от уровня к уровню. Первый уровень соответствует отметке «3», второй – отметке «4», третий – отметке «5».
Первый уровень включает задания, предполагающие репродуктивный уровень усвоения знаний и умений: распознавание, дополнение и исправление решения, решение типовых задач. Второй уровень – алгоритмический уровень усвоения знаний и умений: решение исследовательских задач, решение задач разными способами, решение задач в общем виде. Третий уровень – частично-поисковый уровень усвоения знаний и умений: составление задач, подбор примеров, исследования.
Полученные результаты обучающиеся отмечают на графике самоучета, что, во-первых, позволяет осуществлять сплошной контроль знаний и умений, во-вторых, включает элемент соревновательности в учебный процесс и способствует становлению познавательной активности.
Подведение итогов каждого занятия предусматривает само- и взаимооценку обучающимися уровня усвоения знаний и умений. При этом обучающиеся учатся объективно оценивать свои знания, выделяют проблемные моменты, намечают пути и способы самостоятельного поиска знаний.
В ходе проведения учебно-воспитательного процесса используется учебная литература по информатике и ИКТ;
Необходимым элементом адаптивной системы обучения является самостоятельная подготовка ребят к урокам. Каждый обучающийся готовит карточку с вопросами, заданиями по какому-либо блоку материала. На обороте приводятся решения заданий или ответов на вопросы. Подготовленные карточки используются на уроках при работе в парах. Обучающиеся опрашивают друг друга, сверяясь с ответами. После взаимоконтроля и взаимооценки обучающиеся обмениваются карточками.
Для решения поставленных задач наиболее часто использую следующие методы обучения:
С целью развития познавательной деятельности обучающихся, а также логического мышления используются методы проблемного изложения, частично-поисковые методы.
При стимулировании учебно-познавательной деятельности:
В своей деятельности использую следующие виды контроля: входной контроль, текущий (самостоятельные работы, тесты), итоговый (рубежный: полугодовой, годовой).
Эффективность результата применения адаптивной системы обучения на уроках информатики можно проследить по следующим показателям:
1) рост интереса учащихся к предмету, что нашло свое отражение в результатах анкетирования, а также в уменьшении количества пропусков на уроках информатики;
2) рост качественной успеваемости;
3) повышение активности учащихся на занятиях;
4) повышение самостоятельности при выполнении заданий;
5) рост числа учащихся, играющих роль консультантов в группах;
6) участие в научно-практических конференциях – призовые места в 2014, 2015 гг.
Рост интереса учащихся к предмету находит свое отражение также во внеурочной деятельности:
Использованная литература: А. С. Границкая «Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе». М, 1991
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.