Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Союз преподавателя и студента, путь к совершенству

14.03.2016 940 3466
Кузьмина Ирина Александровна
Кузьмина Ирина Александровна, преподаватель

Кумертауский горный колледж

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно-организованное воспитание.

Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей. Там, где есть воспитание, на полную мощность используются положительные влияния общественной и природной среды. Там, где есть воспитание, достигается единство и согласованность всех социальных институтов. Там, где есть воспитание, ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию. Здесь уместно привести высказывание А.С.Макаренко: «Я уверен в совершенно беспредельном могуществе воспитательного воздействия. Я уверен, что если человек плохо воспитан, то в этом исключительно виноваты воспитатели. Если ребенок хорош, то этим он и обязан воспитанию»

В основе воспитания студентов лежит система воспитательных отношений, которая обеспечивает взаимодействие преподавателя и студентов в соответствии с заданными целями формирования личности. Любой тип воспитательного отношения всегда связан со стремлением изменить человека, воздействовать на его внутреннюю позицию, поведение и деятельность, руководить формированием его личности. И поскольку студент участвует во взаимодействии с педагогом сознательно, воспитательные отношения носят субъективно-объективный характер. То есть внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), достигает сознание человека, с тем, чтобы найти свое выражение в поведении и деятельности.

На учебных занятиях воспитывать, это не значит, указывать студенту какие поступки ему следует совершать, поэтому приходится вырабатывать у студента убеждение в общественной или личной значимости и ценности правильного поведения.

Воспитывать – это создавать, строить. Строить дом, а кирпичики для строительства – это элементы воспитания.

Известно, для того чтобы дом стоял прочно и основательно нужен фундамент. Чем крепче фундамент дома, тем легче он вынесет тяжелые стены и различные внешние воздействия. Крепкое основание дома – УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ. Студент должен владеть знаниями о дисциплине. Развивать умственные, диалектические, логические, абстрактные, эвристические, системные способности мышления. Владеть интеллектуальными умениями и мыслительными операциями – анализом и синтезом, доказательством, сравнением, обобщением, классификацией, потому что на уроках информатики без этих качеств студент никогда не составит алгоритм, не создаст элементарную программу. Это достигается путем разработки программ, работой по карточкам, разгадыванием кроссвордов, решением логических задач, решением задач с последующим доказательством решения. Интересные занятия, которые нравятся студентам это экскурсии на предприятия. Последняя была в Кумертауский узел связи, в компьютерный отдел. Студенты убедились, что знания, которые они получают на учебных занятиях, действительно пригодятся. Интересно проходят практические занятия, когда студенты из имеющихся компонентов конфигурируют персональный компьютер, собирают схемы и соединяют соответствующие разъемы. И еще один момент, нужно сказать о существовании индивидуальных способностей. Уже тот факт, что среди студентов имеются большие различия в скорости и масштабах овладения компьютерных технологий: творческие и учебные. Критерии творческих способностей служит создание новых оригинальных программ, которые повышают самооценку студентов. Критерием учебных способностей, то есть способность к обучению, является быстрое и успешное овладение соответствующими знаниями и умениями.

Одним из кирпичиков для создания прочных стен является НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ. Это знание и понимание общественной жизни, основа формирования таких качеств личности, как ответственность выполнения поручения преподавателя, организованность на занятиях, дисциплинированность, склонность, смелость и решительность в отстаивании своей точки зрения. Например, необходимо найти какой либо дополнительный материал по дисциплине  или найти интересные задачки и потом предложить их решить студентам. Интересная форма проведения занятия – это самоуправление. Студенты проводят занятие, выбирается «учитель», который сам проводит опрос о проведенной теме и выставляет оценки. Такая форма организации очень актуальна, когда при проведении самостоятельных работ комплектуются студенты парами – по «силам». Хорошо успевающий студент выступает в роли консультанта. Задание предлагается одно всей группе. Запись ведется слабо успевающим студентом, консультант является руководителем. Он же потом оценивает работу. Затем работа проверяется, если возникают разногласия, то возможен спор по поводу оценки. Это помогает слабо успевающему студенту закрепить материал. Занятие по дисциплине начинается со сдачи рапорта по форме, это очень организовывает студентов и мобилизует преподавателя.

Следующим кирпичиком в укрепление стен следует ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ. Глубокое уважение к законам и правилам, к уставам Кумертауского горного колледжа. Поэтому требуется, чтобы студенты не опаздывали на занятия, отсутствующим студентам ставится «нб». Студенты могут ее исправить, если покажут конспект и ответят по теме, которую они пропустили.

Важным кирпичиком в укладке прочных стен является ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ. Основная цель трудового воспитания – это правильное отношение к труду и привычки трудится. На занятиях предлагается материал об основах современного производства. Студенты приобретают сложнейшие умения и навыки, которые требуются для работы на производстве и руководстве им. На занятиях по дисциплине студенты развивают умения пользоваться орудиями труда и техникой. Студенты не работают до переутомления, чередуют работу с отдыхом. Для каждой группы выбирается оптимальный ритм. Стараются не мешать чужой работе, учатся быть аккуратными, распределяют время на работе с компьютерами. После работы на ПК они должны убрать за собой рабочее место. Так как студенты сами добровольно пришли к выбору профессии, то должны иметь в виду, что она достаточно сложная и требует уважение и готовности к труду, как к умственному, так и физическому, уважать не только свой труд, но и труд окружающих. Раздаточный материал, методические пособия, книги которые студентам выдаются, возвращаются в том же состоянии.

Следующим кирпичом является ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. Культура, которая включает в себя систему «человек – общество – биосфера». На занятиях выделяются минутки для поливки цветов, влажной уборки. Занятие – экскурсия на Юмагузинское водохранилище показало, что студентам не безразличны вопросы экологии.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. Развитие художественного кругозора, проявляются в обсуждениях фильмов, картин. Обсуждается внешний вид. Делаются рекомендации и даются советы. Работа за компьютерами не мешает на занятиях спеть песню или, допустим, прочитать стихи. Это только приветствуется и очень нравиться студентам.

Прочность стенам придаст кирпичик – ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. Развитие личной гигиены и физического развития. На занятиях за компьютерами студенты сидят ограниченное количество времени, обязательно следят за осанкой, проводят физминутки.

Формирование сознания и воспитание студентов преимущественно связано со способами словесного воздействия на студентов. Основная форма – это беседы.

Основное назначение бесед – это привлечение самих студентов к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни. Беседа начинается с обоснования темы. Обоснование темы подготавливает студентов к предстоящему вопросу как важному, а не надуманному, затем задаются вопросы, чтоб студенты свободно высказывали свои суждения и приходили самостоятельно к выводам и обобщениям. Говорю не много, стараюсь войти в мир студентов, направляю и подытоживаю. Затем формулирую решения и конкретную программу действий для закрепления принятой в результате беседы нормы.

Особую трудность представляют индивидуальные беседы. Такие беседы, к сожалению, чаще всего происходят в связи возникающими локальными конфликтами и нарушениями дисциплины на занятии. Реагирую незамедлительно или отсроченной беседы.

Считается хорошей формой воспитания метод примера, так как в формирующемся сознании студента постоянно ищет опору в реально действующих образцах. И конечно, огромное воспитательное действие на студентов оказывают литературные герои, знаменитости, родители. И никогда не противопоставляю отдельные положительные примеры в группе всему коллективу. Это приводит к воздвижению барьера между студентами и часто вредит тому студенту, которого выдвигают в качестве образца.

Рис.1 Воспитание студентов, как строительство дома

Список литературы

  1. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 2005 – 240с.
  2. Ермолаев О.Ю. Внимание школьника. – М.: Просвещение, 2005 – 100с.
  3. Лернер И.Я. Обучение в игровой форме. – М.: Просвещение, 2005 – 100с.
  4. Селиванов Н.Л. Школьный класс. – М.: Просвещение,1987 – 90с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*