Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаУчебная дисциплина «Физика» создает базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывая фундамент для последующего обучения студентов.
Физические законы лежат в основе содержания химии, биологии и специальных дисциплин: технической механики, электротехники, электроники и др.
Считаю, что процесс преподавания физики в колледже заключается в том чтобы помочь студентам глубоко и прочно усвоить основной учебный материал, научить их пользоваться приобретёнными знаниями для решения практических вопросов, увлечь многих из них этой интереснейшей наукой, показать практическое использование достижений физики в области техники, так как путь к овладению профессией происходит чаще всего через развитие у студентов интереса к учебным предметам.
В федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного» и по специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте» в требованиях к результатам освоения профессиональной образовательной программы прописаны общие компетенции специалиста.
Считаю, что формированию общих компетенций специалиста способствует организация учебно-исследовательской и проектной деятельности студентов не только во время проведения занятий по физике, но и при подготовке к научно-практическим конференциям, олимпиадам по физике, участие в городских и областных научных конкурсах. Именно в физике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер: моделирование объектов и процессов, применение основных методов познания, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов и др.
Цель моего исследования: организация продуктивной с точки зрения требований ФГОС СОО учебно-исследовательской и проектной деятельности студентов с использованием всех имеющихся и доступных мне возможностей учебного заведения.
Для выполнения этой цели предстояло решить следующие задачи:
1. приобщение студентов к учебно-исследовательской и проектной деятельности не только на занятиях, но и при самостоятельной работе во внеурочное время, обеспечивая полный доступ к оборудованию кабинета физики и используя современные образовательные технологии;
2. создание условий для усвоения студентами метода естественнонаучного познания, используя современное комплектное оборудование для лабораторных работ и внеклассные мероприятия;
3. формирование навыков учебно-исследовательской работы при подготовке и проведении учебных и научно-исследовательских конференций;
4. развитие коммуникативных способностей;
5. формирование у студентов представления о связи физики с другими предметами профессионального цикла;
Для решения первой задачи была проделана большая работа по модернизации кабинета физики:
1. проведена инвентаризация лабораторного и демонстрационного оборудования, произведён мелкий ремонт оборудования с помощью студентов;
2. разработан проект оформления стен кабинета физики, на основе которого изготовлены новые стенды информационного и справочного содержания;
3. организовано компьютеризированное рабочее место преподавателя с выходом в интернет;
4. сформирован банк учебных презентаций, созданных силами студентов и преподавателем;
5. организована и произведена закупка сборников задач (олимпиадных, учебных, качественных);
При кабинете собрана большая библиотека из методической, справочной, научно-популярной, фантастической литературы, используется в работе подборка журналов «Физика в школе», «Популярная механика», «Техника-молодежи», «За рулём» и др.
Разработано большое число контролирующих материалов по отдельным темам, рубежному контролю, итоговой аттестации (тестовые задания, индивидуальные задания-карточки, контрольные работы), собрана подборка кроссвордов, биографических заметок из жизни физиков, занимательных вопросов и задач. Силами студентов оформлены плакаты по основным темам физики, оформлены газеты с интересными фактами из жизни учёных-физиков, оформлен переносной стенд с рисунками «Физика в природе».
Разработаны рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении физики в колледже, указания по выполнению лабораторных работ, рекомендации по организации научно-исследовательской работы студентов при изучении физики в колледже, сценарии открытых мероприятий (уроков, учебных конференций), создан комплект оценочных средств для итогового контроля по дисциплине «Физика», создан персональный сайт преподавателя физики.
В работе использую элементы следующих технологий, направленные на организацию активной познавательной деятельности учащихся согласно требованиям стандарта ФГОС СОО (системно - деятельностный подход):
1. Информационно-комуникационные технологии:
-применяю возможности офисных программ MS Word, Excel , PowerPoint при подготовке методических материалов, разработок к урокам (авторские учебные презентации);
-осуществляю поиск информации в сети интернет;
-организую работу студентов с офисными программами MS Word, Excel , PowerPoint при подготовке сообщений, докладов, оформлению учебных презентаций и научно-исследовательских работ;
-участвую в наполнении сайта образовательной организации;
-создала и продолжаю наполнять информацией персональный сайт преподавателя физики (http://kum.kvreslab.ru/);
2. Личностно-ориентированные технологии:
-организую исследовательскую деятельность студентов при подготовке к научно-практическим конференциям;
-применяю в работе элементы рейтинговой системы оценивания результатов учебной деятельности обучающихся (промежуточные тематические зачёты, учёт участия в НПК и олимпиадах, творческие работы, выполнение лабораторных работ);
3. Технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталова)
-представляю изучаемый материал крупными блоками, применяю опорные конспекты;
-провожу обязательный поэтапный контроль знаний;
-веду заполнение открытого для обозрения листа учёта знаний;
-соблюдаю принцип открытых перспектив (представление права каждому студенту возможности исправления оценки на более высокую);
-организую посильность и индивидуальный характер контроля знаний учащихся (дифференцированные задания по основным темам, индивидуальные карточки-задания для каждого студента);
Организация учебно-исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время способствует применению основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента), использованию основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулированию гипотез, сравнению, обобщению и т.д.), умению анализировать и представлять информацию в различных видах, публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссию, формированию собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
Современные абитуриенты (будущие студенты колледжа) слабо готовы к самостоятельной познавательной деятельности, не умеют работать с книгой (результаты опроса во время входного контроля), выделять главное, правильно фиксировать прочитанное. Во время обучения на старших курсах им предстоит написание и защита курсовых и дипломной работ, поэтому такой важной является подготовка всех студентов к организации и проведению учебных исследований. Последние годы большую роль в профессиональной подготовке отводится самообразованию студентов, оно и осуществляется в ходе самостоятельной работы. Это может быть работа с текстом (печатным или электронным), решение задач, составление сообщений, проведение опытов, изготовление макета или действующей модели, а также подготовка к выступлениям на учебных конференциях во время занятий или научно-практических конференциях.
Для всех студентов 1 курса провожу в течение учебного года ряд учебных конференций по физике («Тепловые двигатели», «Основы радиосвязи», «Ток в разных средах» и др.). Студенты самостоятельно выбирают тему выступления, источники информации, способ представления собранной информации (презентация, доклад-сообщение, информационный плакат, изготовление модели или прибора и др.), индивидуальную или групповую (2-3человека) форму участия. Оценивают выступления одногруппников сами ребята или компетентное жюри из преподавателей других дисциплин. Студенты получают опыт публичных выступлений, навыки работы с информацией учебного и научного характера. Преподаватель осуществляет консультационную помощь при подготовке докладов и сообщений.
Также приобщению студентов к учебно-исследовательской и проектной деятельности способствует решение олимпиадных задач, участие в интернет-олимпиадах по физике, олимпиаде по физике среди студентов колледжа, региональной олимпиаде по физике среди студентов колледжей.
Для решения второй задачи - создания условий по усвоению студентами метода естественнонаучного познания, организую внеклассные мероприятия – экскурсии в научно-развлекательный центр «Галилео», посещение мастер-классов (например, «Криожидкость и не только», «Галилео»), посещение лекций, выставок научных открытий в ГПНТБ, посещение и просмотр фильмов в планетарии.
Также использую комплектное оборудование для лабораторных работ: в течение года каждый студент выполняет 18 лабораторных работ по курсу физики, оформляя отчет в письменном виде. Все отчеты хранятся в индивидуальной папке студента.
Для решения третьей поставленной задачи все навыки, сформированные у студентов при проведении учебных конференций, выполнении лабораторных работ, используются при подготовке к научно-исследовательским конференциям студентов СПО, при подготовке к городским и областным конкурсам научного творчества.
Известно, что наука - это не только сумма знаний, но и деятельность, направленная на достижения знания. Проходя все этапы научно-исследовательской работы, студент использует основные методы познания - он занимается наукой.
Процесс подготовки к научно-практическим конференциям занимает длительный период: от формулировки проблемы, выдвижения гипотезы до выводов и результатов проходит не один месяц. Все работы студентов содержат практическое воплощение исследования - это либо макет, действующая модель, прибор, работающее устройство.
Далее в работу включается и вся группа - пробное выступление, замечания и вопросы, подготовка к итоговому выступлению. Студенты становятся единой командой, объединённые научной работой, их речь становится более чёткой, изложение материала последовательным, грамотным, выразительным, с использованием физических терминов. Особое внимание при подготовке выступлений уделяется соблюдению регламента выступления и свободному владению текста, без шпаргалок.
На старших курсах они уже не боятся публичных выступлений, активно принимают участие в конференциях и конкурсах, удачно защищают дипломные работы. Таким образом, происходит развитие коммуникативных способностей студентов.
Для формирования у студентов представления о связи физики с предметами профессионального цикла (электротехники, материаловедения, и др.) разработан авторский стенд «Физика в автомобиле», в авторских презентациях к уроку рассматривается применение законов и явлений физики в автомобиле, на учебные конференции, открытые уроки приглашаются преподаватели спец.дисциплин.
Решая поставленные задачи, способствуем формированию системы знаний и умений, воплощённых в конечный интеллектуальный продукт, развиваем самостоятельность, ответственность, умение работать в команде, принимать самостоятельное решение, получать и использовать информацию, развиваем критическое мышление студентов, а в целом формируем общие компетенции будущих специалистов.
Результатом успешности проделанной работы являются достижения учащихся - призовые места в областных научно-практических конференциях, городских конкурсах творческих работ учащихся, региональной олимпиаде по физике.
В будущей работе очень хотелось бы освоить работу с интерактивной доской, использовать её возможности при организации учебно-познавательной и проектной деятельности студентов, а также продумать варианты применения на занятиях по физике возможностей мобильных устройств у студентов.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.