28-29 октября в Технопарке Уральского государственного педагогического университета прошла Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы инклюзивного общего образования», организованная университетом совместно с Министерством образования и молодежной политики Свердловской области, ГБОУ «Речевой центр», региональным ресурсным центром по развитию системы сопровождения детей с РАС на территории Свердловской области. Конференция направлена на решение задачи развития практики инклюзивного образования.
Обращаясь со словами приветствия к участникам конференции, и.о. ректора УрГПУ Юрий Биктуганов отметил важную роль УрГПУ в подготовке высокопрофессиональных кадров для инклюзивного образования.
Фото - Медиацентр УрГПУ
Светлана Блаженкова, начальник отдела образования детей с особыми образовательными потребностями Министерства образования и молодежной политики Свердловской области, познакомила со статистическими данными в сфере образования детей с ОВЗ и инвалидностью. С 2016 года наблюдается рост количества обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов, детей с ЗПР и РАС. Так, в 2016-2017 гг. инклюзивное образование получали в области 8283 ребенка с ОВЗ, в 2023-2024 — 20264.
Анна Федосеева, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ФГБНУ «ИКП» (Москва), рассказала коллегам о результатах практико-ориентированных исследований, проведенных Институтом коррекционной педагогики, а также о методических разработках в области образования и психолого-педагогической абилитации детей с ЗПР. Спикер представила основные направления разработок лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития, познакомила с психолого-педагогической дифференциацией вариантов развития детей с ЗПР. Такая типология нужна для определения образовательного маршрута ребенка и необходимых ему условий образовательной среды.
Участники конференции выразили опасения, связанные со сложностями работы в классе, где наряду с нормотипичными детьми учатся дети с ЗПР. Спикер высказала мнение, что это вопрос готовности педагога и отметила, что современная ситуация инклюзивного образования требует от педагога духовного подвига принятия.
Фото - Медиацентр УрГПУ
В выступлении Анны Федосеевой затрагивались также такие важные вопросы как особые образовательные потребности детей с ЗПР, формирование у детей саморегуляции, жизненных компетенций. Интересно, что согласно опросу, проведенному среди родителей и педагогов, выяснилось, что их представления о важности тех или иных жизненных компетенций и элементов социализации не всегда совпадают. Например, навыки ухода за собой считают необходимым развивать и педагоги, и родители, а вот высказывать свою точку зрения, аргументировать ее, отстаивать свою позицию — этот навык хотят видеть у своих детей родители, а вот педагоги ставят его на последнее место.
Особенно острой оказалась, по результатам исследования, проблема формирования навыка обращаться за помощью к взрослым, проблема совместного посреднического действия взрослого и ребенка.
Участники конференции также узнали о том, что согласно исследованию, наиболее востребованы у родителей детей с ОВЗ учебно-методические материалы с описанием типичных трудностей в формировании навыков из сферы жизненных компетенций, а педагогам нужнее всего методические разработки комплексных заданий с разным уровнем трудности.
Ирина Вечканова, начальник отдела проектной деятельности федерального ресурсного (информационно-методического) центра по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения (Санкт-Петербург), опытный логопед, дефектолог, педагог-психолог для детей с нарушениями речи, детей с проблемами в интеллектуальном развитии, обсудила с коллегами традиционные и инновационные подходы в современном дошкольном образовании детей с ЗПР.
Фото - Медиацентр УрГПУ
29 октября ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ФГБНУ «ИКП» (Москва) Ольга Грибова в своем выступлении говорила об особенностях российской логопедии, раскрыла особенности двух вариантов программ для детей с тяжелыми нарушениями речи, объяснила, какие факторы нужно учитывать при организации психолого-педагогического сопровождения таких детей, как создать специальные условия для их обучения.
Ольга Евгеньевна призвала коллег не тянуть с присвоением детям статуса ТНР и разъяснять родителям его преимущества — в частности, получение права на бесплатную логопедическую помощь в школе.
— Чем раньше ребенок попадет в руки специалистов, тем эффективнее будет работа с ним, — отметила спикер.
Отдельно Ольга Грибова затронула тему популярных методик «запуска речи», которые, по ее мнению, являются профанацией настоящей логопедической работы с детьми.
— Это механистический подход к коррекции речи. Речь — это высшая психическая функция, которая требует развития и обучения на базе тех психических процессов, которые у ребенка заложены. Это всегда развитие, поэтапное, систематическое, с знанием того, как это формируется в норме.
Фото - Медиацентр УрГПУ
Интересной для специалистов была информация о том, какие специальные условия нужно создавать школьникам с ТНР для проведения текущей и промежуточной аттестации.
Татьяна Кошечкина, старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ФГБНУ «ИКП» (Москва), подробно, на живых примерах из практики, в диалоге с залом, разъяснила каждый пункт из длинного перечня целевых ориентиров на этапе освоения адаптированной программы дошкольного образования для детей с ТНР.
На конференции также выступили с мастер-классами логопеды коррекционных школ из Республики Башкортостан (г. Бирск) Ирина Горбунова и Наталья Юрьева, педагог-психолог из Верхнего Тагила Анастасия Гаренских.
Источник: Медиацентр УрГПУ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.